Вечерний Северодвинск
Номер от 13 января 2005 г.

Большая парковка

Если женщина что-то затеет...

В час пик машины выстраиваются на перекрестках в очередь: в Северодвинске пробки! С каждым месяцем автомобилей в городе прибывает - это заметно и невооруженным глазом. А параллельно увеличивается количество проблем, и в первую очередь с местом для стоянки.

Проект прошлого века

Северодвинские дворы были спроектированы еще в прошлом веке, и на такое количество машин, конечно, не рассчитаны. Автомобили, оставленные на обочинах дороги, мешают уборке снега - проезжей части приходится «съеживаться» до одной полосы - двум машинам не разъехаться. Хотя вообще-то обочин в нашем городе... нет. А есть либо проезжая часть, либо газон - об этом знает каждый, кто начинает изучать правила дорожного движения. Но теория, как обычно, с практикой расходится. Может, стоит тогда отгородить газоны бордюром, чтобы вопросов не возникало?

- Летом за парковку транспортных средств на газоне сотрудники ГИБДД штрафуют водителей, - говорит инспектор по пропаганде Юрий Ливенцев. - Зимой ситуация усложняется... Запретить - это самый легкий вариант. Но каждому запрету нужно давать альтернативу.

Какую? В Москве, например, владельцы автомашин сами оборудуют себе парковочные места - в индивидуальном порядке или группами. Асфальтируют «карманы», огораживают владения заборчиком или цепочкой с замком. Это начинание стимулируется городскими властями. Но то - столица. У нас же лучшим вариантом пока остается платная стоянка.

Проект Марины Тихоновой

Построить стоянку для автомобилей Марина Тихонова задумала два года назад. В этой - не совсем женской - сфере она не новичок. С тех пор как сама села за руль, проблемы автовладельцев стали ей особенно понятны и близки. Вначале Марина Александровна открыла шиномонтажную мастерскую. Правда, через год ее пришлось закрыть, а в итоге пропали созданные рабочие места и прибыль в городской кошелек в виде налогов. А стоянка для автомобилей в практике Тихоновой - первая. Позади два года работы: первый прошел в оформлении бумаг, второй - в согласовании проекта.

- Проект этот, в принципе, типовой, - говорит Марина. - Так, может быть, логичнее было бы давать согласие сразу, а потом уже сдавать объект пожарным, СЭС и другим инстанциям? К тому же договор аренды заключается только на год: что будет завтра, не знаем...

Впрочем, добрым словом она вспоминает многих чиновников, с которыми пришлось общаться, например архитектора Светлану Строганову. А в первую очередь - мэра Беляева, к которому Марина записывалась на личный прием: мэрия идет навстречу предпринимателям.

Рядом со стоянкой она планирует оборудовать автомагазин и шиномонтажную мастерскую, которых на Яграх пока нет. А хочется, чтобы на Розовом острове, где Марина Тихонова живет много лет и переезжать не планирует, было все.

- Шиномонтажная мастерская обязательно должна находиться рядом с автостоянкой, - со знанием дела рассуждает она. - Чтобы было куда обратиться за помощью, если колесо спустило. Но по нашим правилам, шиномонтаж почему-то не может находиться на территории стоянки, хотя в других городах все с точностью до наоборот.

- Будем ориентироваться на автостоянку на бульваре Строителей, которую можно считать образцово-показательной.

Стремление к образцовости - оно даже в оборудовании домика для охраны проявляется: красивые обои, отделанный плиткой потолок... Местные пенсионеры, кстати, уже просятся на работу - на вакантное место сторожа.

- Конечно, отдала бы предпочтение женщине, - говорит Марина. - На женщину можно положиться.

Владельцы авто из ближних домов уже давно спрашивают, когда же стоянка наконец откроется. В принципе, она готова. Приобретены прожекторы, скоро будут оборудованы автоматические ворота, а к лету появится гравийное покрытие. Но теперь нужно пройти очередной круг согласования со всеми инстанциями, которые должны принять ее к эксплуатации. Сколько это продлится - неизвестно.

Прибыль? На сумасшедший доход рассчитывать не приходится: налоги, оплата текущих расходов и зарплата сторожам. Хозяйке разве что «на ириски» останется...

И еще одна неприятная новость. С этого года увеличивается арендная плата за землю, что скажется и на стоимости одного машино-места. Если в прошлом году можно было оставить авто под присмотром где-то за 600 рублей в месяц, то теперь платить придется больше. И энтузиазм водителей, которые уже оценили преимущества платных стоянок, снова угасает.

По проекту новая ягринская стоянка рассчитана на тридцать машин. Так что проблема все равно решается только в небольшом местном масштабе. Была у Марины Александровны идея построить на Яграх еще одну стоянку - на пустыре в одном из дворов: облагородить территорию, привести ее в божеский вид. Но по существующим нормам делать этого нельзя: уж слишком близко к жилым домам. Хотя машины все равно стоят ближе некуда - прямо под окнами.

«Проект» бабушек-старушек

При любом раскладе места на автостоянках и в гаражно-строительных кооперативах на всех не хватает. По скромным подсчетам еще три-четыре тысячи машин так и остаются ночевать во дворах. И здесь владельцам машин трудно найти общий язык с теми жильцами, кто транспортного средства не имеет.

Как-то жители тихой улицы Тургенева объявили войну соседу-предпринимателю, который по утрам «будит машиной весь дом». Дотошные старушки подняли законы, измерили с точностью до сантиметра расстояние от места стоянки машины до домов, подняли архивные документы и выяснили, что когда-то здесь была детская площадка. Хозяин красавицы-иномарки и рад бы уступить, да поставить машину было некуда. В конце концов проблема решилась. Он переехал в другой район.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА