Вечерний Северодвинск
Номер от 23 декабря 2004 г.

«Бабки», банки и грибы
Расскажу эпизод из недавней редакторской практики. Заходит в кабинет известный в городе предприниматель и бросает с порога:

- Слушай, дай какого-нибудь журналиста, надо статью состряпать. Я ему объясню какую...

У меня на лице появляются три знака вопроса и один - восклицательный. Он это замечает. Поэтому объясняю, чем редакция отличается от фирмы «Человек на час». Вижу, что черед вопросительных знаков перешел на его лицо.

- Да я же заплачу! Какие проблемы? Заработаете!

Отвечаю, что мы, глупые и наивные, не выполняем такие заказы и в «Вечерке» нет таких специалистов

- Да ну! Пойду сейчас к твоему конкуренту - не будет проблем!

Ушел, так и не стерев со лба восклицательные знаки. На прошлой неделе случайно встречаю его за рулем «Мерседеса». Выходит, жмет руку:

- Решил я свою проблему! Влегкую!

В переводе с предпринимательского это означает: «Ну и дурак ты, редактор! Такие «бабки» упустил!»

Я ответил, что рад за него.

Да, существует термин «заказная журналистика». Но в ней господствуют представители второй древнейшей профессии - пиарщики. Их продукцию мы и выгребали из почтовых ящиков в предвыборную пору. Рядится эта продукция в форму газет, выходит порой под известными брендами. Только отличается от настоящих примерно так же, как «шестерка» «Жигулей» от шестисотого «Мерседеса».

Кстати, термин «настоящая газета» означает не респектабельность, обилие красок и объем, а всего лишь наличие читателя, подписчика и покупателя. Увы, очень многие редакции поверили в то, что предвыборная борьба - это некий грибной сезон. Собирай, дескать, грибы-«бабки» и соли их в банках. На самом деле это всего лишь халтура, такая же как для частника тридцать рублей от случайного пассажира.

А настоящий грибной сезон у газет действительно есть. Только называется он по-другому - подписка. Именно в эту пору газета находит или нет своего работодателя - читателя. Именно это и определяет, выпускает редакция газету или шумную погремушку на потеху своему хозяину.

...Признаюсь как на духу: «бабки» свои мы не упустили. Заказ получили - от читателя.

Вячеслав БЕЛОУСОВ, главный редактор «Вечернего Северодвинска»