Вечерний Северодвинск
Номер от 16 декабря 2004 г.

Я бы на месте Черчилля...
А в самом деле, как бы ты поступил на месте премьера Англии? В руки разведки попала немецкая шифровальная машина «Энигма». С помощью ее прочитали приказ Гитлера: провести бомбардировку города Ковентри. Что делать? Эвакуировать город и спасти 50 тысяч жителей? Но немцы поймут, что их коды раскрыты, и сменят их. Или сохранить возможность чтения переговоров фашистов, контроль, способный спасти сотни тысяч солдат, но оставить все как есть, позволить немцам сделать с городом то, что они потом назвали «ковентрировать»?..

Кому-то покажется, что такие эксперименты слишком умозрительны. Но северодвинский историк Роман Болдырев уверен: именно такое личное обращение к истории позволяет школьникам увидеть в ней живые события и живых людей, а не какую-то убогую и скучную хронологическую таблицу. На днях в Архангельске вышло в свет пособие Романа Юрьевича «Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная»; в нашем городе презентацию книги провел клуб «Факел» при северодвинской профсоюзной библиотеке.

С журнальным вариантом пособия северодвинские педагоги и школьники ознакомились несколько лет назад в одной из городских газет. Уже тогда была видна ценнейшая особенность этой работы: Великая Отечественная и Вторая мировая рассматривались синхронно, параллельно. Отдельное издание - более полное, с обширным списком литературы, с цитатами из документов, со многими интереснейшими заданиями и вопросами для учащихся, с иллюстрациями. Очень интересна, например, глава, рассказывающая о нашем крае в годы войны. Об иллюстрациях и вопросах - разговор особый. Вряд ли где-то еще вы увидите буквально лицом к лицу портреты противостоявших полководцев - Павлова и фон Бока, Кирпоноса и фон Лееба... Некоторые фотографии вообще раритетны, а между тем заслуживают самого пристального внимания и обсуждения. Вот как эта: лето 45-го, немецкие девушки купаются и загорают - рядом с могилой немецких солдат. Или эти две: советские солдаты раздают пищу на улицах Берлина - и тут же еще один красноармеец отбирает велосипед у немки... А как вам, скажем, вопрос о том, может ли защита соотечественников за границей служить поводом для пересмотра границ?

Да, история совсем не ограничивается перечнем дат. Она продолжается. И осмысление происходившего и происходящего - необходимо.

В планах Романа Болдырева - новые публикации. В основу ряда из них 27-летний исследователь и педагог планирует положить и материалы собственной кандидатской, защищенной месяц назад в ПГУ. Диссертация посвящена оккупационной политике СССР в Германии после Второй мировой.

Алексей ЯНИН