Вечерний Северодвинск
Номер от 2 декабря 2004 г.

Невыгодная услуга
Городским властям давно пора заняться проблемой такси

- Здравствуйте, девушка, машинку можно вызвать?

- Да, где вы находитесь? На Яграх? Тогда нельзя. Машина из города на Ягры не поедет...

Все утро минувших выходных я в таком примерно духе прообщалась с представительницами доброго десятка фирм, чья реклама в газетах указывает на род деятельности «пассажирские перевозки». Знаю-знаю, на Яграх есть свое такси, но и оно, сами понимаете, не резиновое. Диспетчер попросила подождать минут тридцать. (Считай, все сорок пять). Но через полчаса я уже должна быть на месте!

Справедливости ради замечу: одна фирма пообещала подать транспорт. Однако, когда «машинка» не приехала ни через обещанные пятнадцать, ни через двадцать-сорок минут, я, честно говоря, даже не удивилась.

Быстренько одеваюсь и бегу к торговому центру «Спутник», у которого обычно стоят свободные такси. Водитель единственного «жигуленка», лениво измерив меня взглядом, сообщает, что я как клиент ему неинтересна. Он в Архангельск хочет! Итак, подсчитаем убытки - потрачено много нервов и времени. И это при том, что такси в Северодвинске - как бродячих собак, извините. Впрочем, собак, по-моему, уже меньше...

Из своего счастливого пионерского детства помню, когда родители заказывали желтую «Волгу» с шашечками, никто и не думал интересоваться, в каком районе города живет наша семья. Тогда, правда, таксопарк был государственным, а деятельность такси регламентировалась законодательными актами. Водители работали по четким правилам. Клиенту отказать? Да боже упаси...

После того как ситуацией полностью завладел так называемый частный сектор, стало понятно: рынка не получилось. Казалось бы, конкуренция, но условия потребителю, по сути, диктует таксист (владелец фирмы). Хотим - приедем, не хотим - не приедем, мол, невыгодно. Невыгодно? Поднимайте цены, ведь иногда время дороже денег. А все равно невыгодно!

Еще один момент - таксистом в Северодвинске может стать любой, мало-мальски обучившийся вождению совершеннолетний гражданин. А такси - любая машина, битая, ржавая, стучащая и скрипящая, в которую сесть бывает просто страшно. А что делать? Кстати, в ГИБДД мне рассказали, что примерно семьдесят процентов аварий в городе происходит либо по вине таксистов, либо с их участием. Почему? Потому что ездят часто и быстро. Верю.

Два года назад с такси известной фирмы (в нем ехал мой муж) столкнулась машина конкурентов. Ее водитель не знал о существовании такого понятия как главная дорога. Поскольку виновник происшествия оказался неработающим пенсионером с официальным доходом ниже прожиточного минимума, подавать судебный иск мы не стали.

Но, возможно, в суд обратится (или уже обратился) двадцатипятилетний северодвинец Иван, который 28 ноября совершенно официально заказал машину и поехал на улицу Лебедева. Через несколько часов молодой человек оказался в больнице, а врачам рассказал, что его ударил по голове водитель. Иван грешит на то, что таксист увидел в его кошельке крупную сумму.

Конечно, мне бы не хотелось бросать тень на плетень всех, кто занимается извозом. Как говорится, в семье не без урода. Понятно, что этот бизнес здорово помог и сейчас помогает северодвинцам переживать сложные времена. Как-никак, это те же рабочие места. Но хотелось бы рассчитывать на взаимное понимание и уже играть по правилам без «не хочу». А для начала эти правила просто написать на бумаге.

Ольга СОЛОВЬЕВА