Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2004 г.

Погоня за мечтой
Оливер Стоун представил свою версию жизни Александра Македонского

В Голливуде возрождается пеплум. Это такой кинематографический жанр - масштабные, затратные картины про Древние Грецию и Рим. Весной в прокат вышла «Троя», а на днях - «Александр», фильм режиссера Оливера Стоуна об Александре Македонском.

Он начинается с того, что перефразируется киноклассика. Александр умирает, в дрожащей руке держит перстень, и вот перстень падает на пол. В знаменитом фильме Орсона Уэллса умирающий магнат, «гражданин Кейн», роняет стеклянный шар и говорит загадочные слова: «Бутон розы». Журналистов зацепило: что за бутон розы? Стали выяснять, расспрашивать людей, но так и не дознались.

Александр на смертном одре тоже что-то говорит - соратники не могут его понять. И этот перстень для них - знак царской власти, а для него значил совсем другое. Что именно, зрителям потом сообщат, однако перстень - частность. Главная загадка - сама жизнь Александра, его великий поход. Фильм - разгадка, хотя, возможно, неверная разгадка. Оливер Стоун это допускает, потому, я думаю, появилась отсылка к «Гражданину Кейну».

По фильму, Александр Македонский сказку сделал былью. В детстве он говорил, что хочет походить на Ахиллеса, - и стал похожим на него. Очарованный мифом, Александр постучался в его двери - двери распахнулись. В фильме показан этот момент. Когда Александр объезжал неукротимого коня, в небе заклубились облака и вылетел орел - посланец богов. Наряду с конем Букефалом, он стал постоянным спутником Александра.

Орел - это образ его мечты. Он парит высоко и зовет за собой, и он же рвет тела павших при Гавгамелах, он же, призрачный, летит на умирающего Александра - его смерть. Мечта, которая убивает.

За право уподобиться героям мифов нужно заплатить очень высокую цену, но, может быть, оно того стоит - вот о чем картина Оливера Стоуна. Впрочем, главную тему осложняют фрейдистские отношения Александра с родителями, а также его бисексуальные переживания (кстати, вышеупомянутый перстень - подарок от милого друга Гефестиона). Все это выглядело бы уместнее, если б роль Александра исполнял актер с мощным дарованием. Дарование Колина Фаррела весьма скромное. Каков обычно его персонаж? Наш современник, «парнишка весь простой». А тут древний царь, герой, гений. Эта роль придавила актера. Если в эпизодах сражений его принимаешь - этакая белокурая бестия с ошалелыми глазами, - то в мирных сценах от него мало-помалу устаешь: мальчишка-невротик с бесконечными и однообразными страдальческими гримасками.

К счастью, есть сражения. К счастью для зрителей - не для участников, чьи тела пронзают мечи и копья, чьи мозги летят во все стороны... Возгласы труб, верблюжья «конница», клубы пыли и ярко-красный плюмаж Александра - и пролеты камеры над полем боя а-ля Сергей Бондарчук. Это битва при Гавгамелах. А еще была битва с индийцами - там слоны и тоже вброс адреналина в кровь.

Оливер Стоун известен как режиссер остросоциальный, даже политический. Здесь это качество проявилось в том, что мать Александра устроила убийство его отца; в том, что самого Александра отравили. Наверное, историки будут протестовать, говоря о недоказанности. В утешение им и всем, кому не понравилась картина Стоуна, сообщаю: в планах известного голливудского режиссера Бэза Лурмэна фильм об Александре Македонском. С Леонардо Ди Каприо в главной роли. Кто знает, может, от этого пеплума все придут в восторг.

Андрей НЕФЕДОВ