Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2004 г.

Пройдусь по Ломоносова, взгляну на Комсомольскую...
Великая актриса Фаина Раневская как-то сказала: я счастливый человек - мне довелось пожить во времена, когда на свете еще были порядочные люди.

Трудно спорить с великими, но, думается, она не совсем права, поскольку у порядочных людей нередко появляются порядочные дети и внуки. И тут надо вспомнить, что в поселок Судострой (позже Молотовск - Северодвинск) в сороковые-пятидесятые прошлого столетия ссылали немало порядочных людей, истинных интеллигентов. Был среди них и инженер-металлург Георгий Гречишников из украинского ныне города Николаева.

Еще до Второй мировой войны его с тремя сослуживцами командировали в фашистскую Италию. И так эта страна понравилась трем советским металлургам, что они решили в ней остаться. А инженер Гречишников решил быть верным Родине и жене, может, наоборот. Только Родина этого не оценила. Она и его записала в предатели, а посему за-хлопнула пред Георгием границу. Впрочем, опустим детали и сообщим, что в конце концов инженера милостиво пропустили и как опытного специалиста направили на завод 402, нынешнее Севмашпредприятие. А 30 ноября 1949 года в Молотовске у его сына Анатолия на свет белый появляется сын Владимир, внук Георгия. Как позже доказала жизнь, у порядочных людей нередко бывают порядочные внуки.

А у нас во дворе...

Это было примерно четверть века назад. Поздним вечером кто-то постучал в окно нашей коммунальной комнаты. Отдернув занавеску, я увидел во дворе школьного друга Володьку Гречишникова. У него было сияющее лицо и, как выяснилось, повод для радости - родился сын! Поскольку, став семейными, виделись мы довольно редко, то вечер превратился в вечер воспоминаний. Жена, как говорится, только закуску успевала подносить.

...Летом 1963 года двор за домом пятьдесят семь по улице Ломоносова стал оживать. Почти ежедневно к нему подъезжали грузовики и автофургоны, из которых веселые новоселы вытаскивали комоды, кровати, прочий нехитрый скарб. Взрослые млели от чувства, что будут жить в отдельных квартирах с ванными, и приглашали на новоселье, а ребятня предпочитала знакомиться со сверстниками. Скоро весь дом узнал фамилии братьев Гречишниковых, Чернышевых, Бубновых, Белоусовых, Тороховых и «примкнувших» к ним Бересневых. А ребята звали друг друга проще: Грек, Черный, Белый - сокращенно от фамилий. Нет, они не стали прообразом бандитской бригады, фильм о которой снимет через сорок лет северодвинец Алексей Сидоров. Но и назвать их паиньками - значит сильно покривить душой. По крайней мере, пятьдесят седьмой дом любил в те годы судачить о том, что сотворил кто-либо из братьев. Кстати, во дворе дома пятьдесят восемь по улице Ломоносова бегал их сверстник - будущий губернатор области Николай Киселев. А дворовое детство и юность у парней шестидесятых были примерно одинаковыми.

Володька Гречишников был заметен в ватаге братьев. Красивый, с копной волнистых волос, он любил волейбол, коньки, лыжи, туристские походы, гитару у костра. Поэтому для ребят Грек был своим в доску, а для девчонок - завидным женихом. Кстати, в этом качестве Володя проходил меньше всех, поскольку первым женился на девчонке из соседнего двора - Галке. А после свадьбы, как известно, дети на белый свет появляются. Ольга стала первым ребенком в молодой семье Гречишниковых. Почти через десять лет родился сын.

Как прекрасен этот мир

Гречишников не сделал карьеры в привычном понимании этого слова. Не стал начальником, «новым русским». Выйдя из детства, он связал жизнь с Севмашпредприятием и остался рабочим интеллигентом. Но для близких и друзей он стал одним из самых необходимых людей. А значит, незаурядной личностью.

Откуда в нем это? Ответ простой - из семьи. Мы все из дома пятьдесят семь были не обделены родительской любовью. Но в квартиру Гречишниковых любили... нет, не ходить, мы шли туда жить. Впитывали атмосферу этой семьи, их спокойную, неторопливую речь, уважение и любовь друг к другу. Вместе со взрослыми играли в русское лото, а оставшись одни, резались в карты. В этой квартире больше всего было юношеских вечеринок, танцев, первых поцелуев. Мы знали: на нас не крикнут, не оскорбят, не попросят, как говорится, покинуть зал...

Володя в семье «тети Гали» и «дяди Толи» был старшим сыном. А еще были Юрий и Зина. Такие люди делают этот мир теплее, добрее, приветливее. Именно они не дают обществу вновь переродиться в стадо «друзей», ненавидящих друг друга.

И если в вашем кругу нет такого человека - вы несчастное создание.

И все же, дорогой читатель, у вас есть право сказать: я живу во времена, когда на свете еще есть порядочные люди. Один из них - Владимир Анатольевич Гречишников, которому сегодня исполняется 55 лет.

Вячеслав БЕЛОУСОВ