Вечерний Северодвинск
Номер от 25 ноября 2004 г.

Кто сказал, что дети старят?
У нее фамильный рецепт оладий и воспитания

Когда они выходят на улицу вместе, Василек обязательно берет маму за руку. Если раньше про них говорили: идет женщина с ребенком, то теперь маму называют исключительно девушкой. Ерунда, что дети старят!

Побольше оптимизма, мама!

У Оксаны Васильевны Рогозиной их трое. Старшие живут своими домами: Андрей, преподаватель училища, в Северодвинске, учитель физики Аня - в Курске. Рядом с мамой остался только Василек. Молодой человек против ласкового имени, закрепившегося с детства, но не протестует, хотя давно смотрит на маму сверху вниз.

До прихода Василия мы о многом успели поговорить. Перешли к житейским мелочам. Что самая главная статья семейных расходов - питание. А ценник с четырьмя нолями на роскошной шубе только на одно размышление наводит: это сколько же полезных вещей на такие деньжищи купить можно?! Коснулись и косметики, которую Оксана Васильевна не жалует.

- Правильно, все это только обман зрения для мужчин, - поддерживает разговор Василий. - Однажды девчонка знакомая предложила вместе по утрам бегать. Зашла за мной, а я ее не узнал - не накрашенная! Чуть не упал от удивления!

А маме, по моей просьбе, не-ожиданную характеристику дает:

- С моей, оптимиста, точки зрения, она пессимист. Ну что это такое: придут гости, станут хвалить ее угощение. Мама нам: «Скажите, правда вкусно?» А надо так: «У меня всегда все самое вкусное!»

- «У меня очень хорошие дети», - цитирую Оксану Васильевну, - что может быть более оптимистическим?

- Ну, не такие уж мы и хорошие. Просто мама многого не знает.

Восемь пятерок на троих в школьных аттестатах, два диплома о высшем образовании брата и сестры, свою учебу в техникуме, а потом во втузе, работу «ночным директором» в школе, актерский опыт в «Автографе» и музыкальный в группе «Талисман» Василий в расчет не берет. На свет божий выплывают детские секреты: как красиво удавалось поцарапать полировку шкафа, из чего устраивались мини-пожары, и что писали старшие про младшего, когда он еще грамоты не знал...

- В принципе, у нас хорошая мама. Для меня она пример во всем. Она нам постоянно говорит: «Не подводите меня, не позорьте».

- Я и сейчас это говорю.

- Вот мы и стараемся.

«Я просто помню свое детство»

Когда Оксана Васильевна с сыновьями заходят в битком набитый автобус, они встают так, чтобы никто не мог толкнуть маму. Давно ли все было наоборот...

Детей Оксана родила за три года. И поставила в прямом смысле на ноги почти без отрыва от школьного производства. Так что ей все равно было, решат законодатели включать время ухода за детьми в стаж или нет. На троих наберется не больше года декретных отпусков.

В пермском поселке, где большинство жителей работали, а временные обитатели сидели в зоне строгого режима, маму назначили директором лагерной школы. Это с красным-то дипломом!

- Хорошая работа - вечерняя, позволяла она не отдавать ребят в детский садик. Почему так решила? Родителям надо всегда вспоминать свое детство. А я помнила, как мне самой в детсаду плохо было. Важней детей ничего у женщины нет, все остальное только приложение.

В приложении - добросовестная работа: из двадцати шести лет стажа - пятнадцать на руководящих должностях. Когда жизнь сельская была - еще и подсобное хозяйство. Как на все времени хватало при отсутствии под рукой бабушек-дедушек, к которым даже на лето не «сплавляли» ребят?

- Требовательность к себе - в первую очередь. Никогда не знала, что такое днем полежать-отдохнуть. Подъем в шесть часов, отбой в двенадцать, и так каждый день всю жизнь. Теперь уже по привычке. И дети у меня всегда были заняты, у каждого свои обязанности, а домашние дела - по очереди.

- Лично я в семье самый неряшливый. Но когда прихожу в некоторые квартиры, ужас берет. И куда родители смотрят, если дети дома сидят, а у них со стола не убрано, мойка грязной посудой завалена. Удивляюсь: почему сразу тарелку не помыть? - комментирует Василий и радуется, что с утра навел в своей комнате порядок, хотя и не знал, что гости придут.

Фамильный рецепт

От угощения отказываться бесполезно. Василий прав: у мамы есть повод для оптимистически кулинарных заявлений. Особый восторг заслуживают оладьи. Прошу продиктовать рецепт.

- Все очень просто, - готова помочь хозяйка, - но у других почему-то они не получаются. Такие умела печь только моя мама, теперь я и дочка.

Отец Оксаны Васильевны был директором школы, редактором газеты. И мама учительствовала - пионервожатой-орденоноской - и еще преподавала музыку. В те давние времена, когда курские поля еще не оккупировал колорадский жук, знатную картошку с них собирали и возили в Донбасс продавать.

- Какая ты бестолковая, - сказал дедушка Оксаны Васильевны тогда еще молодой ее маме, купившей на все картофельные деньги белый перламутровый аккордеон.

- А ты-то сам? Что из Германии после войны привез? Гармошку! - напомнила ворчуну бабушка.

Отсутствие вещизма и наличие музыкальных способностей - это точно передается по наследству.

- Опять ваш Вася заснул на уроке, - жаловалась учительница музыкальной школы. А маленькому мальчику, для того чтобы к прекрасному прикоснуться, вместе с братом и сестрой восемь километров на автобусе трястись приходилось. Ну а маме - настойчивость проявлять.

Зато недавно, проходя мимо северодвинской музыкальной школы, младший сын сказал ей:

- Все мои дети обязательно получат музыкальное образование!

Знаю, какой вопрос вы готовы задать: где же все это время был папа троих детей? Двадцать лет - рядом. Но «от хороших мужчин тоже уходят». Из-за изменений в семейной жизни переехала Оксана Васильевна в наш город четыре года назад. Работает директором единственной в области школы, которая приходит к больным детям домой. В «директорский день» играет вместе с мужчинами-коллегами в волейбол, по субботам печет пироги. А если Василек на прогулке берет ее за руку, никто и не догадывается, что рядом с красивым парнем идет не его девушка, а мама и уже дважды бабушка.

И еще она - счастливая женщина. Когда Оксана Васильевна только знакомилась с городом и искала работу, директор одной из школ ей отказал: «Учителя химии нам не нужны». Теперь, вспоминая за семейным столом ту первую встречу, они вместе смеются. И не говорят, что жизнь только начинается. Просто это ее счастливое продолжение.

Ольга ЛАРИОНОВА