Вечерний Северодвинск
Номер от 15 ноября 2004 г.

«Только нос ломоносовский»?
Ученики прыгали с парашютом, прыгнула и она, их учительница

День рождения Михаила Васильевича Ломоносова - 19 ноября - отметят, конечно, чтениями, конференциями и заседаниями. Важные и нужные дела. Но мы присмотримся к тем северянам, кого в буквальном смысле можно назвать наследниками великого земляка, - к его пусть и дальним, но потомкам. Право, они заслуживают внимания не только своим родством... Вот как северодвинка Мария Тимофеевна Тунгасова.

Школьники и их герой

- В какой школе учились? - так началось наше знакомство. Учитель и на пенсии остается учителем! Тем более такой замечательный, как моя собеседница.

Стартовой площадкой для нее стала северодвинская школа №1 - в то время еще мужская. Здесь Мария Тимофеевна была пионервожатой. Потом были 13-я и 27-я школы, где она - уже учитель-словесник - и ее ученики создавали музей Героя Советского Союза десантника Прокопия Галушина, холмогорца - земляка нашей героини. Гвардии рядовой Галушин погиб в Венгрии 18 марта 1945 года. И многое делалось северодвинскими школьниками для того, чтобы приблизиться к тому далекому, казалось бы, подвигу. Галушинцы - так называл себя класс Марии Тимофеевны - встречались с сестрами и братом Героя, ездили в Венгрию на место его последнего боя и на его могилу, были желанными гостями в Кировобаде - в в/ч 93626р», в списки которой навечно занесен Прокопий Галушин. Командование части неизменно внимательно относилось к гостям, ребята стреляли из боевого оружия, ездили на боевых машинах десанта и даже прыгали с парашютом с вышки... Прыгнула однажды и Мария Тимофеевна, хоть и отговаривали ее. Не отставать же от учеников! Зато с какой гордостью надевали галушинцы береты и тельняшки!

А четырем парням из классов Марии Тунгасовой довелось надеть форму десантников в той самой галушинской первой роте уже во время срочной. Один из них - Андрей Анфимов - принял и реальное, боевое крещение в Афганистане. Можно только догадываться, как несладко было «крылатой пехоте» в Афгане, но около 60 (!) писем оттуда, с войны, Анфимов отправил своей учительнице. Андрей с благодарностью вспоминал ее уроки.

Одного этого достаточно, чтобы понять: педагог перед нами незаурядный. А сколько еще поводов порадоваться за учеников Марии Тимофеевны! Были, скажем, турпоходы по Лене и Енисею (значок «Турист СССР» моя собеседница до сих пор хранит как дорогую награду - вместе с медалью «Ветеран труда»). А в школе многие из этих ребят писали сочинения на заданную тему... стихами. И получали оценку на балл выше. Конечно, порой им приходилось труднее, чем у других учителей: Мария Тимофеевна задавала учить наизусть массу стихов - едва ли не всю программу!

Но вряд ли кто-то из ее питомцев об этом жалеет...

Гордимся - и все

Пожалуй, только Ломоносова наизусть не задавала Мария Тимофеевна: слишком мало говорится о нем в школе. А вполне можно было бы. Тем более что Михайло Васильевич для нее - не только великий земляк. В ее жилах - его кровь!

Сама она узнала об этом школьницей: рассказал брат-десятиклассник. Позднее выяснила и детали. Линия рода Ломоносовых, к которой принадлежит наша героиня, восходит к отцу Михаила Васильевича Василию Дорофеевичу через его дочь Марию Васильевну Ломоносову-Головину, единокровную сестру первого русского академика. (В мужской линии род, как известно, пресекся со смертью самого ученого в 1765 году; здравствуют потомки его дочери Елены Михайловны.) В родных местах вообще многие жители связаны таким вот «ломоносовским корнем»: Лопаткины, Самойловы, Дьяконовы, Спиридоновы, Титовы - это девичья фамилия нашей героини. Из ее пяти братьев и сестер назовем еще заслуженного врача России Альберта Титова - коллеги, работавшие в Холмогорах, подтвердили: хирург от Бога... Кстати, в родне Тунгасовой двадцать пять медиков, вот и две ее дочки стали педиатрами.

А как воспринимает свою родословную сама Мария Тимофеевна? Двойственно. С одной стороны, не без улыбки: «Один нос ломоносовский, а ума нет!» С другой же стороны, за иронией этой - смущенное понимание огромной ответственности: «Гордимся - и все... Мы-то ведь ничего такого не сделали!»

Не согласны с вами, уважаемая Мария Тимофеевна!

Станислав ЗЕЛЯНИН