Вечерний Северодвинск
Номер от 15 ноября 2004 г.

А с маниокой-то кандидат гораздо вкуснее
И как это российские археологи до сих пор не обнаружили место на Земле, откуда пошла демократия вообще и отдельная эволюционная российская ветвь в частности.

...Племя этикаких из селения Южное Лимпопо очень любит выборы. Подготовка к ним начинается за две луны до назначенного дня. Инициативная группа собирает ракушки за самых достойных. «Крепкий хозяйственник наш Кривоног», - уважительно говорят соплеменники о своем вожде. - Страшные времена великого сушняка и полного абзаца с ним пережили. Теперь-то и крокодил ловится, и кокос растет, а хижины протекают только в сезон дождей, в остальное время - сухо и комфортно. Достоин».

«Так-то оно так, - в задумчивости теребят кольцо в носу скептики. - Может, и сделал Кривоног для племени самую малость. Но уж больно надоел». Хочется новенького. Вон Папуалист, чем не вождь? «Ой, он такой душка, ни рыба ни мясо!», - закатывают глаза местные вегетарианцы. Кое-кто из племени считает его болтуном и бездельником. Но это завистники. Хороших дел за ним не числится, но ведь и в плохом замечен не был. Уж сколько лун мается бездельем, сидючи под пальмой в компании таких же из соседних деревень. Может, хоть так делом займется. А если еще пообещает, что крокодилы будут выбрасываться на берег сами и исключительно готовыми кожгалантерейными изделиями, а кокосы после его избрания сразу начнут батончиками «Баунти» созревать! Тут уж не проголосовать за него - богов прогневить. Так что бегом на выборы в темпе испуганного бегемота, толкаясь и путаясь в зарослях лианы.

Есть еще Горлопуп. Славный когда-то был воин, но никто уже и не помнит, когда последний раз скальп врага приносил. Скучает, бедолага, протирает зад в совете племени. Но на словах все так же грозен. Обещает мир хижинам тощих и несчастных, а всех толстых и счастливых хочет привязать к позорному столбу и напустить на них москитов. А кто-то слышал, что вроде Зубоскал обмолвился как-то вечерком у костерка, что тоже не прочь посидеть на расписной циновке вождя. Ляпнул, да, наверно, пожалел, потому что бездельничать и скучать ему некогда. Он уже не первый год плоды хлебного дерева скрещивает с яблоками. И уже совсем скоро лепешки у него будут созревать сразу с повидлом внутри.

Чтобы скрасить предвыборное ожидание, для увеселения племени в селение прибыли белые и черные шаманы. И пошло-поехало... Кого-то из кандидатов в темноте облили помоями. Кому-то на голову стали регулярно кокосы сыпаться. На того наслали икоту и хижину сажей испачкали, так, на всякий случай. А этому так и вовсе не повезло: у него в роду нашли сумасшедшую черепаху и слона - дауна.

...В день выборов под звуки тамтамов - «Этот день обеда - чесноком пропах!» - толпы умытых, одетых в бусы туземцев собираются в общем доме. После праздничной церемонии с ритуальными плясками и исполнения песни местного автора начинается голосование. «Хотим Горлопупа!» «К чертям Горлопупа, даешь Папуалиста!» «Хотим!» «Не хотим!» Старейшина бьет в ладоши. Тихо! Все услышаны. Вождь избран и может начальственным криком огласить окрестности.

А на широких деревянных подносах уже вносят проигравших - румяная корочка, вокруг клубни батата и маниоки и, как и полагается в таких случаях, кого-то с имбирем, кого-то с гвоздикой.

«Достойные были кандидаты», - благодарно рассуждают отяжелевшие этикаких, разбредаясь по своим хижинам. Только этот проигравший был местами жестковат, а тот малость недосолен. Ну, еще петрушка слегка подвяла, пиво на избирательном участке быстро закончилось... Но в целом народ доволен: «Если не ошиблись с вождем - будем круглый год есть бананы и пить пальмовое пиво горшками. Ошиблись - будем делать то же самое, но уже без настроения».

Максим БЕЗЕНЧУК