Вечерний Северодвинск
Номер от 9 ноября 2004 г.

Коммунизм в отдельно взятой квартире
У вас, наверное, тоже так бывает: прочитаешь книгу, посмотришь фильм - зацепило, перевернуло что-то внутри, а оценить категориями «понравилось» или «не понравилось» не получается. Но произвело впечатление - это несомненно. Так и немецкий фильм «Гуд бай, Ленин!» на НТВ.

События начинаются аккурат накануне падения стены - в первых числах октября 1989 года. Главного героя зовут Алекс, он живет с сестрой и матерью. Отец давным-давно свалил на Запад.

Мать Алекса, всей душой преданная идеям социализма, активно готовится к празднованию 40-летия ГДР. Но однажды видит на улице, как бунтует восточнонемецкая молодежь, а в рядах демонстрантов ее сын. Женщина падает на тротуар. И вот она в коме. И никто не знает, очнется ли.

Тем временем, жизнь несется с ужасной скоростью. Берлинская стена развалилась, бессмертный Хонеккер ушел в отставку. ГДР захлестывают волны «западного образа жизни». Наконец, эта страна просто перестает существовать. Образуется единая Германия. Алекс плещется в этом водовороте событий, пытаясь выплыть и постепенно меняясь. И тут приходит в себя мать. Врачи говорят, что малейшее волнение может оказаться для нее роковым. А что может стать более убийственным для убежденной коммунистки, чем падение Берлинской стены и торжество капитализма? Тревожась за здоровье матушки, Алекс решил не сообщать ей о политических переменах. Более того, Алексу пришла в голову гениальная идея: превратить свою квартиру в островок прошлого, в последний оплот несуществующего государства. Иначе, боится верный сын, ее сердце может не выдержать торжества демократии.

Всеми правдами и неправдами ему удается построить коммунизм в отдельно взятой квартире. Мать смотрит телевизор с фальшивыми новостями, пьет сок и молоко, перелитые в старые гэдээровские бутылки, слушает песни «пионеров».

Сын врет больной матери, потому что любит ее, врет для ее спокойствия. И для своего, наверное, тоже. Ведь и его мечты были разрушены.

Никаких новомодных наворотов я не заметила. Очень простые диалоги - никто не рассуждает о философии секса, не рассказывает глубокомысленных баек, не делает многозначительных пауз. И характеры просты настолько, насколько это возможно в жизни. Искренний и простой фильм кончается очень просто: мать умирает, но, кажется, умирает счастливой.

Полина ВАСИЛЬЕВА