Вечерний Северодвинск
Номер от 2 ноября 2004 г.

Коррида любви
Москвичи станцевали «Кармен-сюиту»

На минувшей неделе в Ленкоме выступил Имперский русский балет. Спектакль был частью программы II Международного фестиваля танца, который проходил в Архангельске.

Имперский русский балет - весьма известный московский коллектив. Его руководитель - бывший солист Большого театра Гедиминас Таранда. В Северо-двинск эта труппа приехала впервые и привезла разнообразную программу. Второе отделение спектакля представляло собой дивертисмент, где артисты показали, что им по силам и классика, и модерн, и народный танец (из хитов были исполнены оффенбаховский канкан и «Танец маленьких лебедей»).

В первом отделении давали балет «Кармен-сюита» на музыку Бизе в транскрипции Родиона Щедрина. В свое время этот балет поставил для Майи Плисецкой кубинский хореограф Альберто Алонсо, в нынешнем спектакле Гедиминас Таранда подредактировал кубинца.

Спектакль начинается с освещенного красным суперзанавеса, на нем утрированно, архаически изображена голова быка. Поднимаясь, этот занавес открывает барьер - ограду арены. На арене стоит Кармен - Анна Пашкова. Замысел балета прозрачен: любовная история уподоблена кровавой корриде. Разбужены архаические страсти, и появляется Рок собственной персоной. Это танцовщица в черном трико, она же бык в финальном эпизоде.

Мрачная одержимость написана на лице Хосе - Кирилла Софронова. Кармен же, несмотря на то что обольстительно улыбается ему, несмотря на все их объятия и эротические поддержки, - не его. Хосе требовательно протягивает руку - Кармен подает ему ногу... Выходит Тореадор - Жанибек Кайыр, статный, в красивом белом костюме героя-победителя, и вот Кармен уже с ним. В общем-то, ненужная Тореадору, она его любит. Нужная Хосе, она...

В сцене гадания, поставленной в таинственном зеленоватом свете, в дымах (дым-машину было хорошо слышно), Кармен хочет пойти за Тореадором - Рок толкает ее к Хосе. В следующей, финальной сцене Тореадор поражает быка, а Хосе синхронно, таким же движением убивает Кармен. Тореадор поднимает руку в победном жесте, а в корриде любви победителей не оказалось. Опускается суперзанавес, освещенный красным...

Андрей НЕФЕДОВ