Вечерний Северодвинск
Номер от 26 октября 2004 г.

«Капиталка» без разборки
Некогда засекреченные технологии позволяют сегодня продлевать срок службы автомобиля

По весне во время проведения в Архангельске спортивно-технического праздника «Северные виражи» произошла необычная демонстрация.

С «Москвича-2141» слили масло, после чего автомобиль с сухим картером двигателя совершил пробег по маршруту Архангельск-Северодвинск-Архангельск. Чтобы ни у кого не возникло подозрения в каких-либо фальсификациях, в салон взяли журналиста. Невероятное приключение детища российского автопрома, преодолевшего 117 километров, завершилось без поломок. Тестовые замеры состояния движка после финиша показали, что параметры деталей шатунно-поршневой группы не претерпели изменений. Не может быть? Организаторы столь вызывающего эксперимента, представлявшие фирму «Доминанта-РВС», все вопросы сняли с помощью независимых экспертов.

Разбор тех мартовских «полетов» «Москвича» по просьбе читателей «Вечернего Северодвинска» недавно мы провели с директором ООО «РВС-Север» Вячеславом Смирновым. Именно эта фирма занимается в Северодвинске внедрением уникальной по своей сути технологии обработки узлов трения. В том числе и двигателя.

- Вячеслав Николаевич, так отчего же двигатель не заклинило?

- Весь секрет в РВС-технологии, позволяющей наносить на трущиеся поверхности двигателя металлокерамический защитный слой. Это покрытие, обладающее удивительной прочностью, коррозионной стойкостью и низкой шероховатостью.

Чтобы снять сомнения, скажу, что подобная технология рождалась на рубеже 80-90-х годов в недрах ЦНИИ имени Крылова. Военные разработки, в частности, были направлены на снижение шумности узлов механизмов и повышение долговечности военной техники. Позже, в рамках конверсионных программ, метод наращивания на поверхности трения нового сверхпрочного покрытия стал широко применяться уже в различных промышленных отраслях производства. В том числе и за пределами России.

Скажем, прежде на станах Череповецкого металлургического комбината подшипники служили по две недели. Каждая остановка такого оборудования - удовольствие дорогое. Обработка подшипников ремонтно-восстановительным составом (РВС), с помощью которого модифицируется поверхностный слой трущейся детали, увеличила их срок службы до двух месяцев. Эту восстановительную методику успешно применяют в Московском метрополитене, Забайкальской железной дороге, Челябинском тракторном заводе.

- Ну а зачем было все-таки сливать из двигателя «Москвича» масло, ради демонстрации преимуществ РВС?

- Случись, что вы пробили картер в какой-то глухомани и на чью-либо помощь рассчитывать не приходится. Как быть? Мы доказали, что, используя РВС-технологию, появляется шанс доехать «насухую» до ближайшей автомастерской.

- Это крайний случай. Скорее всего, «эффект РВС» заинтересует тех, кто садится за руль автомобиля с большим пробегом, мечтающих оттянуть то время, когда машину потребуется ставить на капитальный ремонт.

- Главная цель применения РВС-технологии - продлить ресурс механизмов. Конечно, данная технология - не панацея от всех бед. Критически изношенный механизм восстановить до начального состояния невозможно. Мы делаем заключение о возможности обработки на основании предварительной диагностики. Если же показатели износа приемлемы, для разных механизмов этот параметр колеблется от 50 до 70 процентов, то можем гарантированно сказать, что за счет улучшения поверхностного слоя физико-химические свойства деталей останутся неизменными на протяжении как минимум 50 тысяч километров пробега автомобиля. На практике пробег без изменения улучшенных характеристик того же двигателя может достигать и до 100 тысяч.

Подчеркну, что при этом повышаются и эксплуатационные качества. Двигатель лучше заводится зимой. Скажем, за счет выравнивания компрессии по цилиндрам на одну десятку расход бензина на сотню пробега снижается на сто граммов. Правда, почувствовав прилив мощности двигателя, многие начинают давить на газ, и тут уж говорить об экономии не приходится.

Кстати, РВС-технология «показана» не только для восстановления изношенных агрегатов. И дальновиднее поступают как раз те, кто стремится предотвратить износ. Не случайно к нам чаще стали обращаться водители, занимающиеся частным извозом, перевозкой грузов.

Словом, весенний демонстрационный пробег «Москвича» привлек внимание. Не только со стороны частных структур, удалось заключить рамочные соглашения и с крупными северодвинскими предприятиями. По Северодвинску уже бегает не один десяток автомобилей, обработанных с применением РВС-технологий. Владельцы довольны.

Владимир ПАНОВ