Вечерний Северодвинск
Номер от 26 октября 2004 г.

Взгляд через годы
Никак не ожидал, что моя статья о школе «Первая старейшая» («Вечерний Северодвинск» за 9 сентября) вызовет читательские отклики. И вот на тебе, вызвала.

Первым откликнулся почетный ветеран Севмаша Виталий Смолин, который, окончив в первой школе восьмой класс, пошел в техникум, потом без отрыва от производства получил инженерный диплом и долгие годы работал на Севмаше начальником крупного участка. Вместе с соучениками Валентином Головцовым и Виталием Жуковым он читал стихи по радио в госпитале перед ранеными. Время было тяжелым, но школу Смолин считает светлым пятном в своей жизни.

Очень интересные воспоминания у почетного ветерана Севмаша Александра Ивановича Осина. Ему довелось учиться во всех трех зданиях, в которых когда-то размещалась школа: и в бараке на Яграх, где в одной комнате одновременно занимались первый, второй и третий классы, и в просторном деревянном доме на Пионерской, и в каменном здании на проспекте Ленина.

Учившаяся в те же годы Зоя Афанасьевна Сынкова вспомнила по именам почти всех своих одноклассников. Замечу, что откликнулись на статью те, кто учился в предвоенные и первые послевоенные годы. И все они - и троечники, и отличники - с восторгом отзывались о своих учителях.

Самые добрые воспоминания о школе остались у заслуженного врача Российской Федерации Алексея Андреева. Он, как и его старший брат Борис, ставший впоследствии известным в городе инженером-кораблестроителем, все десять классов окончил в первой школе. Боря к тому же был председателем совета пионерской дружины и секретарем комсомольской организации. Оба в годы учебы приобщились к спорту и поэтому с большим уважением отзываются о Борисе Ивановиче Синякове, преподавателе физкультуры, создавшем баскетбольную, легкоатлетическую, лыжную и конькобежную секции.

Характерные штрихи школьной жизни сохранила память начальника отдела Севмаша Евгения Добродеева, который пошел в первый класс в 1944 году. Госпиталь только что выехал из здания, и во всех коридорах после ремонта еще ощущался запах краски.

- Школа была просто замечательная. Работали различные кружки. Учителя водили нас в театр, нередко приглашали к себе домой. С нетерпением мы ждали классного часа. Там можно было поспорить о прочитанной книге, о театральной постановке. К чтению приобщались быстро, а книг не хватало, поэтому передавали их друг другу. В школу же хотелось идти всегда.

В городе и поныне живут некоторые ребячьи наставники, трудившиеся в пятидесятые и даже в сороковые годы.

Бывший учитель литературы Валентина Ивановна Силуянова припомнила картинную галерею, действующую в школе, которая, правда, не отличалась обилием картин, но те, что были, смотрелись с неподдельным интересом. Директор нашел возможность заказать неплохие по тому времени цветные репродукции картин русских и советских художников. В школьных мастерских для них сделали рамки и подвесили на шнурах к специальным карнизам. Точь-в-точь, как в Третьяковской галерее.

Школьная «третьяковка», разместившаяся в коридоре четвертого этажа, оказывала благотворное влияние на ребят, помогая понять красоту искусства. Она существовала не один год, имела собственных экскурсоводов, подготовленных неутомимым директором школы Н.А. Пунановым.

Сам Николай Александрович, с которым мне удалось поговорить по телефону, директорствовал в первой школе с 1954 по 1959 годы. Он с удовольствием вспоминает тот период. «Был довольно молодым, полон инициатив, творческих замыслов. Пионерской дружиной, комсомольской организацией занимался постоянно».

Тогда наша страна дружила с Китаем, и директор вместе с пионервожатыми Ниной Ситкиной и Марией Титовой решили завязать переписку со школой №1 в Пекине. Ответ не заставил себя ждать. Активисты с удивлением рассматривали лист, исписанный иероглифами, однако в письме оказался и перевод. У китайских учащихся был девиз: «Хорошо трудиться, хорошо учиться, быть хорошо здоровым!» Движение «за три хорошо» вскоре появилось и в первой северодвинской школе.

Первый школьный радиоузел в Северодвинске родился там же. И в числе тех, кто готовил передачи, был старшеклассник Сева Богданов. Обычно, когда СМИ касаются биографии нынешнего председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, вспоминают школу-интернат. Он там и в самом деле учился, но только два года, а окончил до этого восемь классов в школе №1.

Несколько лет тому назад здание поставили на капремонт. Предполагалось, что на год, от силы на полтора, но, как теперь бывает, после бурного старта стройка приостановилась, опять же по широко известной причине - из-за прекращения финансирования.

Сейчас все же кое-что делается. На этот год, по словам заместителя руководителя городского управления образования Анатолия Кириллова, отпущено пять миллионов рублей. Два из них дал муниципальный Совет, остальные выделены из областного бюджета. При таком раскладе, если денежный ручеек не будет пересыхать, школа через два года вновь сможет принять учащихся.

Александр БУРЛОВ

P.S. Обнадеживающе прозвучал и ответ мэра на вопрос телезрителей, заданный главе города в прямом эфире. Сейчас все делается, чтобы ремонтники освоили выделенные средства до 1 января. Тогда появится реальная возможность завершить весь ремонт к началу нового учебного года.