Вечерний Северодвинск
Номер от 14 октября 2004 г.

Заграница ТЭЦ поможет

Золоотвал: планы и реальность

Как уже сообщала наша газета, на недавнем совещании в Архангельске представители областной администрации, ОАО «Архэнерго» и ряда экспертных и финансовых структур обсудили проблемы и перспективы строительства нового золоотвала северодвинской ТЭЦ-1. На минувшей неделе станцию посетила группа иностранных партнеров - энергетиков и экологов из Великобритании, Норвегии, Финляндии. За подробностями мы обратились к директору станции Михаилу Котенко.

- Несколько необходимых пояснений. Зола, образующаяся после сжигания угля, удаляется и впоследствии складируется, - рассказывает Михаил Михайлович. - Золоотвал, который мы используем до сих пор, эксплуатируется с 1956 года; в 1972-м запущена вторая секция. Ежегодно мы вывозим туда 230-290 тысяч тонн золошлаковой смеси. Естественно, что свободных емкостей становится все меньше. Уже в 1986 году было проведено наращивание ярусов дамб путем дополнительных насыпок песка. Сейчас приходится констатировать, что емкость приближается к критическому уровню. Мы используем все резервы: так, летом складировали отходы в первой секции: она уже давно заполнена, но уплотнение смеси и ее оседание со временем дали такую возможность. Однако в следующем году золоотвал несомненно будет переполнен.

Решением проблемы мы заняты давно. Разработан и осуществляется проект строительства нового золоотвала. Однако стоимость его непомерно велика для «Архэнерго». Строим, я бы сказал, медленно и печально - на сегодня лишь частично сооружена первая секция из двух. Поэтому руководство «Архэнерго» и Северной энергетической управляющей компании пригласило группу экспертов стран Северного моря. При их участии в рамках совместной экологической программы «JEP-II» разработан проект, предусматривающий качественно новое решение проблемы. Речь идет о модернизации и реконструкции станции с внедрением системы сухого пылеулавливания.

- Сообщалось, что реализация этого плана обещает целый ряд выгод...

- Во-первых, сухая зола более компактна для складирования - ее можно укатывать бульдозером, наращивая золоотвал в высоту гораздо больше, чем позволяет существующая технология. Такая практика принята, например, в Англии и Германии. Во-вторых, нет необходимости сбрасывать в море отработанную воду. В-третьих, более современное оборудование для пылеулавливания приведет к снижению выбросов в атмосферу! К тому же менее плотный пылевой шлейф будет лучше рассеиваться, уровень приземной концентрации вредных веществ снизится... В-четвертых, исчезает угроза аварий, подобных той, что произошла в 1979 году. Тогда вышла из строя часть дамбы - очевидно, из-за оседания верхнего слоя песчаной насыпи. Произошел выброс в проран около миллиона кубометров шлама из золы. К счастью, вся эта масса, настоящий селевой поток, устремилась на пустынное заболоченное место и частично в море, обошлось без жертв. Но разумные люди должны учиться на ошибках...

Наконец, сухая, не смоченная морской водой зола обладает прекрасными цементирующими свойствами. Таким образом, это уже не только отход производства, бросовый материал, но и сырье, которое можно предлагать нашему же комбинату стройматериалов или Савинскому цементному заводу. Эти варианты изучают эксперты.

- Нет ли и минусов с экологической точки зрения, Михаил Михайлович?

- Проект прошел все необходимые согласования, его презентация состоялась на общественных слушаниях в Архангельске год назад. В той же Англии зола с успехом используется и для строительства дорог, и как присадка к цементу.

- А финансовая сторона дела?

- Реализация проекта требует около 500 миллионов рублей - почти как и сооружение нового золоотвала. Однако мы рассчитываем на получение займов на разумных условиях - ведутся переговоры с Мировым банком (Вашингтон), Европейским банком реконструкции и развития, Северной финансовой экологической корпорацией (NEFCO, Хельсинки). Разработан целый том технико-экономического обоснования, и мы активно сотрудничаем с иностранными специалистами во главе с менеджером проекта Хейкки Лехтимяки. Есть возможность бороться за гранты. Разумеется, «Архэнерго» будет использовать и собственные средства.

- Вы упомянули «разумные условия». Есть и неразумные?

- Неприемлемые, скажем так. Когда участие в проекте предлагают в обмен на акции ОАО «Архэнерго». Это заведомо невыполнимо. Между тем, именно так действуют областные и отчасти городские власти. Впрочем, администрация города в других случаях занимала и весьма конструктивную позицию. Например, когда в свое время предоставила землю для выработки карьера Южный - там мы добывали песок для наращивания дамб старого золоотвала... Хотелось, чтобы власти наконец осознали: речь не о частных проблемах энергетиков, а о самых насущных делах всего региона. Расчеты показывают: в случае остановки ТЭЦ-1 одна ТЭЦ-2 не обеспечит энергией целый город. Мы все замерзнем! Разумеется, пострадают и градообразующие предприятия, а это также ударит по Северодвинску в целом.

- Проект модернизации - не единственный вариант решения проблемы?

- Знаете, нам всем хотелось бы работать на экологически безупречной станции, видеть над трубой не тяжелый шлейф, а легкий пар, дышать чистым воздухом, жить в красивом городе. Мы все живем здесь, здесь живут наши дети... Но, разумеется, приходится быть реалистами, учитывать существующее положение. Модернизация даже при благоприятном течении событий - процесс длительный и многоэтапный, в следующем году мы рассчитываем определить условия и порядок ее финансирования. Параллельно мы работаем над проектом рекультивации карьера Южный. Карьер, напомню, образовался в пяти километрах к юго-востоку от ТЭЦ-1 после строительства песчаной насыпи нового золоотвала. Средства уже выделены, ведется строительство узла золосгущения, и к весне золу можно будет отправлять для складирования в карьер.

Собираемся и развивать существующий золоотвал путем дальнейшего наращивания дамб. Сейчас их высота 11-13 метров, будем доводить их до отметки 16,5 метра, делая насыпи из собственной золошлаковой смеси. Для разработки проекта проведен конкурс подрядчиков, победило АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» (С.-Петербург). Работы на каждой из двух секций обойдутся примерно в 90 млн рублей, но это позволит продлить эксплуатацию золоотвала на 14 лет. В течение следующего года будет разработан проект и могут начаться работы на первой секции...

Но, конечно, оптимальным вариантом была бы именно модернизация станции.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН