Вечерний Северодвинск
Номер от 22 сентября 2004 г.

Хамство - двигатель торговли?
Немолодая тучная женщина важно восседает за прилавком и свысока погладывает на покупателей. От этого невозмутимого созерцания ее отвлекает подошедшая товарка. Завязывается увлекательная беседа.

«Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта скатерка?» - одна из покупательниц все-таки посмела нарушить их диалог. Смерив «нахалку» уничижительным взглядом и не удостоив ответа, продавщица как ни в чем не бывало продолжает болтать. Покупательница осмеливается повторить свой вопрос.

- Женщина! Я же сказала вам - десять рублей! - неожиданно гаркает продавщица на весь рынок. Ошарашенная женщина молча отходит от прилавка. А ведь по всему было видно, что «скатерка» ей приглянулась. Но в отличие от рекламы хамство не лучший двигатель торговли.

На витринах застекленного павильона роскошные натюрморты из овощей и фруктов. И цены не слишком сильно бьют даже по самому тощему карману. У симпатичной молоденькой продавщицы товар смотрится особенно привлекательно. Прошу ее взвесить парочку баклажанчиков и кило картошечки. Девушка швыряет на весы два микроскопических баклажана (на витрине лежат более крупные экземпляры) и откуда-то из рыночных недр притаскивает похожую на горох, невероятно мокрую картошку (конечно же, на витрине она крупная и абсолютно сухая!). Битых полчаса я веду с ней и ее хозяином дискуссию о защите прав потребителя, о том, что, если нет хорошего качественного товара на складе, они просто-напросто обязаны продать его с витрины! Кавказец же упорно твердил, что на витрине товар для показа, а не для продажи. А годящаяся мне в дочери юная особа, чувствуя его поддержку, с откровенно хамскими интонациями бывалой рыночной торговки заявила: «Женщина, вам чего - ругаться не с кем?! Идите отсюда и командуйте у себя на кухне!»

Недавно ко мне «на огонек» заглянула моя добрая приятельница Светлана Ивановна, ветеран педагогического труда. После посещения рынка на улице Совет-ской (а все описанные мной события происходили там) она долго не могла прийти в себя. Юная продавщица назвала ее «бабушкой». Ничего особенного в этом нет, но моложавой подтянутой женщине такое обращение пришлось не по вкусу. И она очень вежливо дала это понять. Девушка хотела было извиниться, но тут ее «коллега» по прилавку во всеуслышание заявила: «Что ты сюсюкаешь со старой дурой?! Пошли ее на ...!!!».

«Самое страшное, - вздыхает Светлана Ивановна, - в том, что это же НАШИ дети, которых я столько лет разумному, доброму, вечному учила! И никак не думала, что у них будет такое «светлое» рыночное будущее».

Мне нравится, что рынок находится рядом с моей работой. И ассортимент товаров там неплохой, и цены вполне приемлемые. Сочувствую и стоящим за прилавком людям, понимая, какой ценой им достается хлеб насущный. Но неужели самим-то торговцам невдомек, что своим хамством они отпугивают покупателя и вредят в первую очередь себе!

Марина СЕРЕБРЯКОВА