Вечерний Северодвинск
Номер от 22 сентября 2004 г.

На линии огня
О «своей правде» у каждого в ПЧ-7 и безопасности всего города

Начальник пожарной части торгует бензином, а ответить, на что потрачены средства, не может. Половина части у него в любимчиках, половина в изгоях, одним достаются премии и награды, другим - выговоры. Начальник сознательно вбивает клин между разными караулами, а также между пожарными и отделом Госпожнадзора. Он же здание и технику части довел до самого печального состояния своим бездействием. Да и действиями тоже. Таких работников нанял для ремонта кровли, что очень скоро потребовался новый ремонт; а деньги-то бюджетные! Работы же по устройству сауны привели к тому, что канализация перестала действовать, и если включен душ, то через сливное отверстие всплывают нечистоты...

Все это и многое другое творится в ПЧ-7, если верить группе сотрудников под руководством начальника 4-го караула капитана Анатолия Гадулина и его помощника Александра Шишова. Об этом они сообщали в областное управление ГО и ЧС в коллективной жалобе, которую за тридцатью подписями (всего в штате части 64 человека) подали 12 августа. А говорят они еще красноречивее: в личной беседе автор этих строк часа полтора выслушивал перечень козней злобного и бестолкового начальника. Отчуждение его от пожарных, по мнению жалобщиков, достигло такой степени, что Сергей Шехурин «прошмыгивает» по части так, чтобы его никто не видел, и с подчиненными не здоровается. С ним и чаю-то никто не пьет!

Не менее яркую картину рисует начальник ПЧ-7 подполковник Сергей Шехурин. От него можно услышать о том, как пьяные пожарные (из числа недовольных) в одних носках сидят на кухне части; о том, что пьяны они могут быть до такой степени, что не узнают начальника части; о том, какие оценки выставлены тому же Анатолию Гадулину на последней стажировке в Архангельске... Впрочем, Сергей Шехурин отнюдь не сводит разговор к вариациям на тему «Сам дурак». Всеми проблемами начальник ПЧ-7, по его словам, озабочен больше кого-либо. Он ищет и спонсоров, которые помогают части с запчастями, топливом, ремонтом. (Журналисты услышали о технических и финансовых бедах ПЧ-7 от самого Шехурина еще год назад, когда он только был назначен начальником части.) Но что может поделать начальник, если на уровне области на обмундирование и оперативные расходы - те же запчасти - не выделяется ни копейки? А решение о переводе на областное финансирование и вся прочая «перестройка» идут сверху, из Москвы, начальник ПЧ ставится перед фактом так же, как любой пожарный.

...Ситуация человеку постороннему кажется каким-то подобием игры в пинг-понг. Подает одна сторона, другая очень ловко отбивает, и вот уже обороняется первая... Комиссия, назначенная для проверки жалобы, не выявила злоупотреблений со стороны Сергея Шехурина - и в продаже бензина, и во всем остальном. Часть фактов, изложенных в жалобе, подтвердилась, но большинство из них объясняется объективными причинами - вроде того же безденежья, во всяком случае, не представляет собой криминала. Однако, по словам жалобщиков, в комиссии работали люди, которые сами сделали Шехурина начальником ПЧ-7, они-де не могут дать в обиду собственного назначенца. И начинается пинг-понг.

Вот лишь один из очень многих примеров. «Повстанцы»: начальник ПЧ-7 не дает машину для поездок за город (и по городу в ночное время) инспекторам ОГПН, расследующим пожары. Комиссия: это потому, что штатного водителя нет, а использование водителя из дежурного караула ведет к выводу из боевого расчета одной из машин. «Повстанцы»: а сам начальник почему возит таким образом и членов комиссии, и себя, любимого? Сергей Шехурин: никогда ничего не делал и не брал лично для себя в части, разве что разрешил - это, кстати, расценено комиссией как нарушение - ремонт личных автомобилей в резервном гараже части и свой ремонтировал, но наряду со всеми и не в ущерб работе. Больше - ничего! А вот кое-кто из его противников ездит по личным делам на служебной машине, - видимо, по себе судит. Поименованный противник: ложь! А вот куда Шехурин дел... И т.д.

Не менее грустно становилось, когда стороны начинали ссылаться на сторонние свидетельства. Начальник ПЧ-7 предлагал поговорить с другими сотрудниками, помимо «группы товарищей» из пяти «активистов». Увы, человек двенадцать, встреченных мною, были вполне единодушны в неприятии Сергея Владимировича. В свою очередь и жалобщики советовали поговорить в УГПС-18 о «недобром» прошлом Шехурина. Что ж, нескольких коллег Сергея Шехурина, продолжающих службу в частях УГПС-18, опросить удалось. «Шехурин - боевой офицер», «порядочный мужик», «все клевета» - других отзывов не слышал. (Противники начальника ПЧ-7 скажут, что не с теми людьми судьба свела.)

В общем, у каждого своя правда. Но, думаю, для всего города было бы лучше, если бы все поиски правды привели к логическому концу и не мешали работе наших пожарных. Действительно самоотверженной и героической работе.

- Вам приходилось покойнику в рот дышать? Или туберкулезнику на последней стадии? А были в подвале задымленном, когда противогаз отказывает и тебя ребята выносят?! - эмоционально восклицали в разговоре пожарные. И были правы.

Очень хочется верить, что наши герои смогут преодолеть личную неприязнь и начнут работать сообща, даже если и придется переступать через собственное самолюбие. Ведь обе стороны конфликта по-своему радеют об одном и том же деле...

Но, увы, услышанное и увиденное в ПЧ-7 заставляет думать, что без постороннего вмешательства надежды эти наивны. Пока общее в позициях сторон сводится лишь к тому, что пожары тушить надо. И к фразе, смысл которой таков: нигде больше нет такого, извините, беспорядка... Дело зашло уже так далеко, что расставить точки над i совершенно необходимо. Может, есть смысл в требовании «протестантов» создать комиссию из представителей не только ГУ ГОЧС, но и, скажем, мэрии, муниципального Совета, Центра санэпиднадзора? Выводы такой комиссии могли бы авторитетно положить конец небезопасному уже перебрасыванию взаимными упреками.

Пока же конфликт в части - единственной, по сути, в городе! - развивается. «Протестанты» заявили автору этих строк, что теперь за начальником будут «следить постоянно» и «собирать компромат». Анатолий Гадулин, вообще-то, давно этим занимается, даже в Интернете ведет «дневник злоупотреблений» руководства. Более того, в коллективной жалобе написано, что у пожарных «нет никакого желания выполнять проекты, которые рождаются в голове нашего начальника». Со своей стороны и Сергей Шехурин предупредил, что если его оппоненты будут продолжать в том же духе, то он обратится уже в прокуратуру и ФСБ: по его мнению, появляется все больше оснований говорить о сознательной дезорганизации работы части.

Станислав ЗЕЛЯНИН