Вечерний Северодвинск
Номер от 7 сентября 2004 г.

Я на дачу еду, плачу

Снова слышу: «Льгот нет!»

«Льгот нет!» - информация кондуктора слегка запоздала, и пенсионеры, быстренько подхватив неподъемную ручную кладь, недовольно бурча, посыпались из автобуса, как горошек.

Свято место пусто не бывает, и на смену отцам приходят дети. Дачный автобус в мгновение ока оккупируют те, кто еще не заслужил ветеранские привилегии.

В разгар сезона даже днем, посреди рабочей недели крошечные «пазики» на маршрутах 101 и 104 не могут вместить всех жаждущих уехать на дачи. Лишь немногим счастливчикам, в основном здоровякам с нехилыми бицепсами, удается принять сидячее положение. Стареньким бабушкам, мамам с детьми и прочим «хилякам» до родных СОТов приходится добираться в стоячем, висячем и полулежачем состоянии. Повезет, если где-нибудь в проходе подвернется кузов или рюкзачок, на который можно плюхнуться. Вот так, в тесноте, а порой и в обиде, трясясь и подпрыгивая аж до потолка на рытвинах и ухабах, добирается народ до любимых «фазенд».

Это еще что! Упаси вас боже заработаться и «наотдыхаться» до упора и оказаться на автобусной остановке какого-либо СОТа воскресным вечером! Голову неотвязно сверлит мысль о том, что завтра с утра на работу. На остановке толпища таких же «несознательных» дачников, а мимо, в Северодвинск, на полном ходу проносятся битком набитые «пазики», в которых пассажиры утрамбованы, как селедки в бочке.

О чудо! Один из них все же останавливается. Путем нечеловеческих усилий в него залезают все, стоящие на остановке. И сразу завязывается привычный диалог кондуктора с ветераном:

- Автобус без льгот!

- Безобразие! Что, нам, старикам, не ездить, что ли? Почему одни коммерческие ходят?

- Мне-то что, жалуйтесь! Начальству говорите. Платите или выходите!

- Не буду, не имеете права...

Терпение и выдержка кондукторов просто восхищают. Грустно порой наблюдать, как далеко не молодая женщина протискивается сквозь толпу, балансируя посреди необъятной ручной клади, заполонившей весь проход, а вслед ей раздаются грубые, а подчас и откровенно хамские реплики уставших людей, среди которых встречаются и нетрезвые.

И в таких условиях кондукторы умудряются остаться вежливыми, доброжелательными по отношению к пассажирам! Порой даже уступают свое «неприкосновенное» место бабушке - божьему одуванчику - или маме с крошечным ребенком.

И я вспоминаю, опять вспоминаю...

И с легкой грустинкой я вспоминаю лето 1997 года, когда на частных автобусиках «Пони-экспресс» можно было без проблем добраться до дачи и относительно свободно, без толкотни и давки, уехать оттуда даже в выходные. Но расторопные частники, видать, наступили на горло уважаемому ПАТП, лишив его законной прибыли, а потому им со временем «перекрыли кислород».

Пассажирское автопредприятие, став монополистом на вышеупомянутых маршрутах, похоже, не может справиться с возрастающим пассажиропотоком. Да и с прибылью, видать, туговато, поскольку ветераны сетуют не зря: «льготных» автобусов становится все меньше и меньше, особенно в «пиковые» часы и дни.

А на оживленных дачных направлениях, где народ в основном ездит с солидным багажом, крошечные «пазики» - не самая лучшая альтернатива огромным «Икарусам», на которых даже стоя можно ехать относительно комфортно.

К тому же последний автобус уходит из города около 20 часов и возвращается примерно в 20.45, что не слишком-то удобно для дачников, до упора вкалывающих на своих сотках в самый разгар дачного сезона.

Раньше, завершив свои труды, они могли уехать в город на последней дежурке, отправлявшейся из Рикасихи в 22 часа. Билет на нее стоил гораздо дешевле автобусного, а жителям старого города было удобнее добираться до своих «фазенд». Теперь же она ходит до Рикасихи не каждый день, а последнюю, 22-часовую и вовсе отменили.

Такие вот невеселые картинки с натуры я наблюдала весь июль и август. Положение не меняется и осенью, когда весь дачный народ дружно устремился на уборку урожая...

Марина СЕРЕБРЯКОВА