Вечерний Северодвинск
Номер от 31 августа 2004 г.

Синяк по «крайней необходимости»
«Ой, так глупо получилось! Веткой на прогулке глаз зацепило, а люди черт знает что могут подумать», - объяснила происхождение синяка интеллигентного вида дама. Это было в июне, а неделю назад она молча отвернулась. Опять синяк, разбита губа, ссадина на скуле. С этой женщиной я не знакома. Так, встречаемся по утрам на остановке, поздороваемся, перекинемся парой слов о погоде, дружно обругаем общественный транспорт - вот, собственно, и все наше общение.

Принято считать, что все, что происходит в семье, - ее внутреннее дело.

В лондонской полиции в начале века считались с таким правилом: «Муж сварливой жены имеет право побить ее дома, при условии, что палка, которую он использует, не будет толще большого пальца его руки». В Америке в 1824 году в некоторых штатах закон официально освободил мужей от ответственности при умеренном физическом наказании жены в случаях «крайней необходимости».

Судя по статистике, в России случаи «крайней необходимости», оправдывающие избиение женщины, возникают каждые две секунды, а каждый час одна россиянка погибает от рук собственного мужа или любовника. 58% российских женщин хоть раз в жизни подвергались агрессии со стороны кого-либо из близких мужчин. При этом каждая пятая женщина в России находится в ситуации жестокого обращения и унижения со стороны мужа постоянно. Половина избиваемых женщин подвергалась нападению в то время, когда была беременна, кормила грудью, имела маленького ребенка. Почти 90% опрошенных женщин и мужчин являлись свидетелями сцен супружеского насилия или среди своих родителей, или среди своего нынешнего окружения. При этом половина опрошенных готова оправдать мужа, ударившего жену. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. 81,6% преступлений в семьях совершается мужьями. Основные мотивы: 46% преступников хотели таким образом утвердить свой авторитет, 65,7% вымещали на женах обиды от различных неудач, 21% преступлений мотивировался ревностью, 22% - аморальным поведением потерпевшей.

Но точной официальной статистики по домашнему насилию не существует. Сколько жен терпят (а куда деваться-то?) регулярные побои, никто не знает. Потому что они предпочитают об этом молчать. И в самом деле, не в милицию же на собственного мужа жаловаться! Тем более, что зачастую мужья и не скрывают, что распускают руки и приводят свое железобетонное объяснение: «А она по-другому не понимает».

Вот стандартная ситуация. Пьяный муж избивает жену. Соседи вызывают милицию. Но как милиции проникнуть в дом, не нарушив закон о неприкосновенности жилища? При том, что милиция знает, что даже если жена сегодня напишет заявление, то завтра она, скорее всего, его заберет.

Многие страны приняли специальные законы, касающиеся насилия в семье. У нас проект этого закона (как и еще десяток очень нужных и важных) обсуждается уже лет десять.

Сколькие боятся настроения мужа, постоянно оправдывают его перед собой и другими, терпят, когда он все время критикует за то, как они одеты, как готовят, тратят деньги, постоянно слышат от мужей, что они и только они виноваты всегда и во всем.

Я никогда не понимала психологию «бьет, значит любит». Одну мою приятельницу регулярно избивает муж. А я так же регулярно пытаюсь уговорить ее бросить этого козла. Мол, ты же умница, красавица, одна никогда не останешься и все такое. А она на это: «Я его люблю. Любого люблю, даже когда пьяный домой вваливается и руки распускает». До сих пор не могу понять, кого она старается в этом убедить, себя или окружающих. У мужа имеется квартира с евроремонтом, дачка и приличная иномарка, у нее - диплом пединститута, больная мама, сынишка-непоседа и, пока замужем, никаких материальных проблем. Уже лет восемь так и живут: он избивает ее так, что она, бедолага, неделю дома сидит - синяки залечивает. А потом с цветами и подарками этот «пуп земли» прощения просит, на коленях ползает, обещает, что больше пальцем не тронет. Она прощает. А что бы вы сделали на ее месте?

Ни для кого не секрет, что творится в квартирах наших «добропорядочных» сограждан. Но тема насилия в семьях, не единичных случаев, а систематического, глубинного, закостенелого и первобытного уродства, к сожалению, неподъемна. И ужас не в том, что насилие в семье существует, а в том, что большинство считает это в порядке вещей.

Елена ОГОРОДНИКОВА