Вечерний Северодвинск
Номер от 25 августа 2004 г.

Емкое слово «стукач»
Ябед в детском коллективе не любят. Те не понимают за что. Они искренне считают, что вершат доброе дело, докладывая о неблаговидных поступках сверстников. А потом невинная детская страстишка перерастает в нечто большее...

...Юрик считался в бригаде своим в доску. Если надо, и сверх-урочно поработает, и в долг подкинет, сыграет в домино и за бутылкой сбегает. Но стали работяги замечать, что их невинные шалости тут же всплывают у начальства, участились вызовы на ковер. Ясно, сдает кто-то из своих. Но кто? Мужики подбросили «дезу» в узком кругу. И влип Юрик, как кур во щи. Не знал он скрытой технологии сливания якобы фактов.

Отпираться не стал - лишь глянул гордо и презрительно на товарищей, уже бывших. Вы, мол, рассадник пороков, а я, стало быть, поборник справедливости. Братья по классу долго слушать не стали, слегка испортив Юриково личико. Посоветовали, если что, отвечать, что о столб фонарный зацепился, и уволиться к такой-то матери. Юрик рекомендации впитал и сейчас, видимо, постукивает в другом месте.

Еще мудрые предки наши вывели правило: доносчику - первый кнут. Много невкусных синонимов приведено к неутешительному диагнозу: доказчик, наветчик, клеветник, кляузник, жалобщик, наушник, ябедник - и емкое «стукач». Дятел в людском обличье стучит с достоинством, пуская слюну и постукивая в нетерпении копытцем. Он считает себя противником тайного и постыдного, фиксирует грешки, деяния и слабости сотоварищей. У стукача длинные ушки, острый язычок и отточенное скучное перо. Он неизлечим, доносительство - его конек, его тщеславие, его амбиции, его сладенькая пакостная месть - всем, живущим не по его правилам. Это образ жизни неприметного с виду гражданина, который здоровается с вами за руку, а цепкий ум просчитывает варианты: «Уж сегодня я тебя точно зацеплю».

Стукачей отлавливают, лупят, бойкотируют, а они растут и крепчают, словно заросли лопуха в помойной яме. Доносчик вечен, ибо нет идеального общества, где все дружно творят добро. И будут дальше произрастать жизнестойкие особи, избравшие стукачество смыслом существования.

Александр ТОКАРЕВ