Вечерний Северодвинск
Номер от 19 августа 2004 г.

«Реквием» для Жульки
- Совсем обнаглели! - зло ругаются проходящие мимо тетки с лукошками. - Собак хоронят, котам кресты ставят - Бога бы побоялись...

Что-то недружелюбное пробормотал в нашу сторону и рыбак с удочкой и кузовом: захоронение-то рядом с речкой - соседство нехорошее.

Безутешные «родители»

Кладбище домашних животных в районе Третьей речки в последнее время сильно разрослось. Маленькие могильные холмики уходят в глубь леса... Керамические фотографии на деревянных постаментах: «Любим, помним». Свежие ромашки в банке. Капли дождя в заржавевших металлических мисочках. Резиновая косточка и погрызенный мячик. Один из памятников венчает ошейник с металлическими заклепками.

Пустой бутылек и грязные пластмассовые стаканчики под деревом - поминали недавно... Рядом с одной из могилок лежит лопатка, - может, пригодится кому. Несколько свежих могилок подрыты, - наверно, дикие животные постарались.

А все крестики вытащены из земли и положены сверху. Неправильно это. Крест - символ воскресения Христова, и ставить его на могиле бессловесной твари - кощунственно. Только кощунства своего безутешные в горе «родители» не понимают: «детей» провожают со всеми почестями. Нетрудно посчитать: средний возраст нашедших здесь покой - двенадцать-тринадцать лет. Время, за которое животное становится настоящим и горячо любимым членом семьи.

Холмик на школьном дворе

«Свою» могилку Нина Ивановна нашла с трудом: кажется, здесь... Была когда-то дощечка с надписью, да пропала. Воткнула две яркие искусственные лилии в песок. Дворняга Джульетта умерла у нее на руках - не распознали вовремя болезнь. Зимой дело было. Завернули в детское одеяльце, чтоб не холодно было девочке, и пошли провожать в последний путь. Точнее, предпоследний. Весной, когда вытаял снег, коробочку с Жулькой перевезли сюда, на неофициальное кладбище, и похоронили уже «по-настоящему».

У знакомых «собачников», рассказывала Нина Ивановна, умер таксик - тоже зимой. Так он ждал прихода весны на балконе...

А пуделюшке Лордику «повезло» чуть больше: он погиб в середине июля, попал под машину. Хозяева организовали траурную церемонию глубокой ночью, чтобы избежать любопытных глаз. Выкопали ямку во дворе соседской школы - а куда было деваться? Долго потом приходили на его могилку. Кто знает, сколько по городу еще таких тайных захоронений...

Честь по чести

Говорят, об обществе судят по его отношению к старикам и детям. Может быть, и по отношению к животинкам - тоже?

В каком-то из последних детективов Донцовой, кстати известной любительницы животных, герой - директор подмосковного кладбища - делал большие деньги на тайном захоронении домашних любимцев. Все честь по чести: зал прощания, «Реквием», кремация... Люди готовы за это платить.

Впрочем, в столице, кажется, дело наконец-то дошло до построения колумбария домашних животных. Нам же до организации ритуальных услуг для четвероногих пока далеко...

Ранней весной у озера в конце улицы Южной дети нашли обгоревший труп лошадки. У хозяев не хватило средств для аренды грузовой машины, а может, и желания, чтобы достойно проводить благородное животное в последний путь - на свалку.

Захоронение запрещено

...Здесь, за городом, настоящая кладбищенская тишина. Щебечут в сосновых вершинах птахи, алеет в траве красными капельками брусника... Это не единственное в округе кладбище домашних животных: в глубине ягринского бора тоже прячутся могилы - и кресты.

Еще пару недель назад у дороги на Рикасиху перед могилами стоял большой щит с огромными буквами: «Захоронение животных запрещено. Штраф!!!» Сейчас сорванный щит лежит в близлежащей канаве, надписью книзу. А рядом, в этой же канаве, сваленные в кучу маленькие крестики.

«Война» продолжается...

«Они не понимают»

Существует, вообще-то, еще одно зоокладбище - виртуальное. На одной из домашних страничек в Интернете создана настоящая Книга Памяти: фотографии, рассказы об ушедших любимцах. Они ушли в свой собачий рай, но по-прежнему остаются рядом с хозяевами - в сети.

«Знайте, вы не одни в своем горе. Эта утрата - такая же боль, как потеря близкого человека... «Просто животное», - скажут вам. Они не понимают».

Олеся БОРОВИЦКАЯ