Вечерний Северодвинск
Номер от 19 августа 2004 г.

Тонкие вопросы ритуала
Каждый имеет право уйти по-человечески

За последнее время в редакцию с вопросами о состоянии городских кладбищ обратились несколько горожан. Мы попросили ответить на них исполняющего обязанности директора муниципального предприятия «Комбинат ритуальных услуг» Евгения Назаренко.

Не нужно мусорить

- Евгений Юрьевич, начнем, пожалуй, с самого простого. На новом кладбище долгое время не работала колонка с водой. Что с ней?

- Действительно, колонка была сломана. Несмотря на то что формально она не принадлежит комбинату, мы отремонтировали ее за свой счет. Вода есть.

- Согласитесь ли вы с тем, что уборка территорий обоих городских кладбищ, что называется, оставляет желать лучшего? Люди жалуются на мусор.

- Я могу, конечно, согласиться, но давайте поставим вопрос несколько по-иному: а кто мусорит? Ужас, какое количество бумаги, битого стекла, пластиковых бутылок остается после массового посещения кладбищ, особенно летом. И это при том, что Миронову гору с территорией 49 тысяч квадратных метров обслуживают всего семь уборщиков, а старое кладбище, в почти 11 тысяч квадратных метров, - четыре. По всем нормативам их должно быть во много раз больше. При этом проблем с мусорными контейнерами не существует. Думаю, что если человек пришел почтить память предков, то и вести себя должен соответствующим образом.

В дефиците, скорее, деньги

- Интересно, с чем связан такой дефицит работников? Хотя я, наверное, задала риторический вопрос...

- Этим вопросом затронут такой пласт проблем, что в двух словах не ответишь. В дефиците, скорее, деньги. Комбинат ритуальных услуг осуществляет массу работ, стоимость которых утверждена еще в 1996 году! Мыслимо ли это? Ведь только на топливо для машин, завозивших песок на Миронову гору, мы тратили 60 тысяч рублей в неделю. Однако если этого не сделать, зимой там похороны просто не состоятся.

Еще одна, не побоюсь этого слова, огромнейшая проблема - так называемые бесхозные трупы. В 2002 году их было 134, в 2003-м - 191, а за полгода текущего - уже 124. Страшно, но родственники некоторых умерших горожан отказываются нести ритуальные расходы. Мол, все равно государство похоронит. Да, похоронит, ведь каждый имеет право уйти по-человечески. Просто 1400 рублей, которые выделяются на эти цели органами социального обеспечения, недостаточно. Комбинату приходится доплачивать из своих средств еще пятьсот двадцать.

Поддержать святое

- Наверное, государство должно взять на себя эти заботы?

- Знаете, недавно я побывал на семинаре Союза похоронных организаций и крематориев, где этот вопрос обсуждался бурно. Думаю, что в ближайший год вопрос стоимости гарантированного перечня похоронного ритуала будет решен. Убытки несут все, а не только северодвинский комбинат. Ведь ситуация до абсурда доходит. Представьте, из-за нехватки средств мы отказались от услуг «Архэнерго» по отоплению служебного помещения на старом кладбище, там установили дровяную печь. Двадцать первый век на дворе...

- Евгений Юрьевич, а местный бюджет вас не может поддержать? Дело-то святое...

- С городским бюджетом вообще что-то странное произошло. До 2001 года расходы на содержание кладбищ были прописаны отдельной строкой, а затем она исчезла. Был определен бюджет для комитета жилищно-коммунального хозяйства, где мы подразумеваемся в разделе «прочее». А финансируемся, я бы сказал, по остаточному принципу. За два предыдущих года нам мэрия должна более полутора миллионов рублей.

- Получается, что в основном на свои силы приходится рассчитывать?

- Конечно, точно так же, как всем муниципальным предприятиям Северодвинска. Но на месте-то комбинат все равно не стоит, по мере возможностей развиваться пытаемся. К примеру, осенью начнем строить гостевую автостоянку возле зала прощаний первой городской больницы.

Многие жалуются на то, что машинам сложно проехать на территорию к моргу, особенно когда похорон много. Заказан проект стоянки, идут согласования в администрации. Хочется думать, что дело обойдется без проволочек.

Марина НЕВЕРОВА