Вечерний Северодвинск
Номер от 3 августа 2004 г.

Торможение в тумане
Ну кто же знал, что социальные реформы вызовут такую волну недовольства. Вроде бы все учли. Активность народных масс летом традиционно ниже - отпуска и работа на фазендах к митингам и шествиям не располагают. А если кто и соберется, то принятые в пожарном порядке поправки в закон про «больше трех не собираться» тут же восстановят тишину и покой.

Так нет, даже в стройных губернаторских рядах бунтари обнаружились. Одиннадцать глав регионов Дальневосточного федерального округа послали президенту письмо. Там среди прочих вопросов был такой: когда основная тяжесть по социальным вы-платам ляжет на регионы, где брать деньги? Ничего криминального в письме не было, но уже на следующий день трое отказались от своих подписей, через неделю действительными под письмом остались всего три фамилии. А вопрос-то простой и понятный: где деньги, Кремль?

Из Кремля ответ: не боись, народ, все будет путем. У нас же собственности навалом, продадим - проедим! Заодно и порядок в хозяйстве наведем, «основные завалы расчистим».

Нынешний премьер выражается не так афористично, как Черномырдин, зато не менее путано и малопонятно. «Анализ показывает, что ситуация с динамикой не в порядке. Мы планируем не всегда качественно, тормозим, не руководствуемся созданием конкурентной среды и превращением приватизируемых предприятий в субъекты рынка... Мне хотелось бы, чтобы незавершенность и нечеткость позиции правительства по поводу приватизации не ассоциировалась с ее недостаточной эффективностью», - сказал Фрадков на заседании кабинета министров, и это значит, что правительство пока точно не знает, что и как оно будет приватизировать.

Герман Греф предложил сократить список не подлежащих приватизации стратегических предприятий с трех тысяч до двухсот, мотивируя это тем, что такие стратегические госпредприятия должны остаться только «в сфере национальной обороны, безопасности либо иметь существенное значение для выполнения государством функций». Однако при согласовании список вновь был расширен до 1200 предприятий, и что там будет на выходе, не знает никто.

Михаил Фрадков заявил, что «полученные от приватизации средства станут резервом экономического развития России». О какой сумме идет речь? От приватизации в 2005 году правительство хочет получить столько же, сколько запланировано (но не выполняется!) и в этом году, - 40 млрд рублей. В бюджете следующего года от монетаризации льгот образуется «дыра» в 30 млрд руб., и заткнуть ее предполагается приватизационными доходами. Остается 10 миллиардов. Это и есть резерв экономического развития?

У правительства своя математика, где на итоговую сумму влияют какие-то недоступные нам, грешным, политические или макроэкономические коэффициенты. Мы считаем просто и без затей: примерная рыночная стоимость «Аэрофлота» - 600 миллионов долларов,

«Связьинвеста» - 1 миллиард в той же валюте. Значит, выручка должна составить не менее 48 миллиардов рублей. А есть еще «Красноярские авиалинии», Новороссийский морской торговый порт и сотня-другая, может, не таких аппетитных, но все-таки чего-то стоящих кусков госсобственности. Тут же на заседании чертиком из табакерки выскочил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев и ошарашил присутствующих предложением продать поистине «народное достояние» - компанию «Росспиртпром». С молотка уйдет водочный монополист, владеющий двумя сотнями заводов по всей России. И тоже за копейки?

Греф объявил, что «не деньги главное, главное - получить эффективного собственника». Мысль, что эффективный собственник может и должен иметь нужную сумму, никто так и не озвучил.

Программа приватизации на 2005 год принята. Однако «правительство, принимая план на 2005 год, не может до конца понять, что делать с остатками 2004 года», признался Фрадков.

Елена ОГОРОДНИКОВА