Вечерний Северодвинск
Номер от 29 июля 2004 г.

Времена обетованные
Почему наши пенсионеры уезжают в Израиль, и за что они благодарны российскому правительству

Не так давно в автобусе попыталась уступить место старушке. Ситуация, в общем, была до крайности понятной: я сижу, а она стоит. Говорю «попыталась», потому что усадить бабушку удалось не сразу. Она отказывалась, смотрела на меня робко, как будто бы чувствовала себя в чем-то виноватой. Пожилые соседки по салону пояснили: «А мы сейчас даже не намекаем на то, чтобы место уступили. Молчим. Знаете, что молодежь говорит? Мол, мы за деньги ездим, а вы, пенсионеры, бесплатно - вот и стойте».

Вихман со «Звездочки»

Этот случай я вспомнила, когда в редакцию «Вечерки» с рассказом о своей пенсионерской судьбе пришел Абрам Вихман. Почти четыре года Абрам Мордухович с супругой Антониной Михайловной живут в Израиле, в городке Бат-Ям близ Тель-Авива. Двадцать минут автобусом - и вы в политической столице израильского государства. Однако для того, чтобы принять решение и уехать из обжитого Архангельского края, супругам понадобилось гораздо больше времени, а также причин и эмоций. Так что в Северодвинске Абрам Мордухович - гость издалека.

Эта фраза звучит странно, ведь почти тридцать лет жизни Вихман отдал нашей «оборонке», заводу «Звездочка», откуда в 1990 году ушел на пенсию в ранге заместителя начальника отдела техники безопасности. Но дальше было то, что зовется участью обычного российского пенсионера: крошечная пенсия, утраченные банковские накопления, тяжкий труд на грядках.

«Жить почти в нищете, подножным кормом - неужели это все, что мы заработали к старости?» - думаю, таким вопросом задаются миллионы наших пенсионеров. Но евреям повезло больше других. В соответствии с государственным законом «О возвращении» Израиль не просто принимает их на постоянное место жительства, а и оказывает всяческое содействие при переезде. Визу и бесплатные билеты на самолет Вихманы получили в консульстве страны в Санкт-Петербурге. Быстро, без томительных ожиданий и чиновничьих проволочек.

- Нас там встретили как людей, с улыбками, тепло... Представляете? - на этих словах Абрам Мордухович не выдержал, разволновался и чуть-чуть всплакнул.

Мне, в общем, понятны переживания пожилого человека. Родина, которой гордились и на которую «пахали», поставила наших стариков в крайне неудобное, подчас унизительное положение. Они вынуждены ходить с протянутой рукой, а за элементарное бороться в собесах и судах. На это ли рассчитывали? Так что за державу действительно обидно.

- В аэропорту, - продолжает Абрам Мордухович, - мы сразу же получили первоначальные документы и кое-какие деньги, нас с супругой посадили в автомобиль и отвезли туда, куда мы указали. К знакомым.

Страна малых да старых

Регистрация в министерстве социального обеспечения, открытие банковского счета для получения пособия по старости, поиск подходящей квартиры, оформление гражданства и медицинской страховки - все это заняло не более трех недель. Вихманы поселились в небольшой двухкомнатной квартире с огромной верандой и стали жить как обычные российские репатрианты.

- Вообще, мы в Бат-Яме живем, как в Северодвинске, - продолжает свой рассказ Абрам Мордухович, - читаем с супругой русские газеты, смотрим наше телевидение, в русских магазинах покупаем русскую клюкву и грибы, ходим голосовать. Я на все последние выборы ходил. А по вечерам играю в шашки на бат-ямской набережной с другими русскими евреями. В городе треть населения - выходцы из СНГ.

Абрам Мордухович говорит, что Израиль - страна малых да старых. Здесь здорово живется детям. С ними нянчатся, может быть, больше, чем необходимо. Самое поразительное - государственные службы ежесекундно блюдут гражданские права маленьких израильтян. (Не дай бог мамка отвесит чаду подзатыльник - уж чадо знает, куда пожаловаться на неправомерные действия родительницы). А пожилым в Израиле хорошо потому, что их уважают и защищают априори, вне зависимости от того, «абориген» ты или приезжий. Что там место в общественном транспорте - это даже не обсуждается.

Зато россиянам средних лет эмигрировать в Израиль Абрам Вихман не советовал бы. Без знания иврита найти работу крайне сложно, почти невозможно. Впрочем, и язык не всегда до желаемого благополучия доведет. Огромное количество русских умников, а особенно умниц, образованных и дипломированных, «там» метут улицы. А многие русские еврейские семьи, прожив в солнечной стране всего несколько лет, возвращаются на родину. Правда, в Россию иные увозят по нескольку десятков тысяч заработанных потом и кровью долларов. На жилье. Ведь заработать столько здесь «простым смертным» практически невозможно.

Что гарантирует тамошний собес

Всем пожилым репатриантам государство Израиль гарантирует ежемесячное пособие по старости и небольшую субсидию на аренду жилья. Абрам Мордухович говорит, что получаемые таким образом 3700 шекелей - довольно скромная сумма. Если учесть, что плата за их арендованную квартиру составляет 2000 шекелей, на жизнь остается всего ничего. Хорошо, что Антонине Михайловне удалось устроиться на работу, два часа в день она ухаживает за пожилым мужчиной.

По израильским меркам, Вихманы живут за чертой бедности. И все же та черта бедности сильно отличается от нашей. Бывшие северяне, к примеру, пока не могут позволить себе калорифер для обогрева квартиры, три зимних месяца приходится находиться в теплой одежде и шерстяных носках. Зато экономить на продуктах питания им теперь и в голову не придет. По поводу медицинского обслуживания, кстати, голова у наших пенсионеров тоже не болит.

В Израиле вся медицина платная, платят на нее и репатрианты. Супруги ежемесячно отдают в больничную кассу выбранной ими же клиники 84 шекеля. Всего ничего... Однако стоило Вихману всего разок пожаловаться на боли в сердце, и доктор без лишних слов отправила его на такое количество дорогостоящих обследований, что, если бы за это пришлось платить, не хватило бы никаких пособий. О стерильной чистоте клиник, всегдашнем радушии и улыбчивости медперсонала даже говорить излишне. Врачи и сестры относятся к старикам так, словно бы те - счастье всей их жизни.

Кстати, после обследований доктор прописала курс лекарств, довольно дорогих, за 160 шекелей. А в аптеке за них с Абрама Мордуховича берут всего 20. Лечитесь, уважаемый.

Погостив в Северодвинске, Абрам Вихман уехал в свое, можно сказать, родовое гнездо, в поселок Савинский Плесецкого района. Там дом, за которым нужно хоть изредка, но присматривать. Так что связей с Россией наши пенсионеры не теряют. Более того, они благодарны нашему правительству за то, что евреям-репатриантам позволено иметь двойное гражданство и получать здесь пенсию. Они ее заработали.

Наталья КОЛОГРЕЕВА