Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июля 2004 г.

Реформа высшей школы жизни
Закончился весенний призыв, начались приемные экзамены в вузы. Что общего, спросите вы? Ну, например, выступления президента о необходимости форсирования военной реформы и уже на следующий день - о проблемах высшей школы. Министры обороны и образования - под козырек и бегом мысль президентскую развивать и объяснять.

Уже осенью в Госдуму поступят и наверняка будут приняты поправки в закон о воинской службе, ликвидирующие почти все отсрочки от призыва. Из 24 отсрочек и освобождений останется не больше десятка, причем отменяться они будут, возможно, целыми категориями. Сейчас таковых существует четыре: учебные (для студентов и аспирантов вузов), социальные (по уходу за престарелыми родителями или в связи с рождением ребенка), профессиональные (для сотрудников МВД, МЧС и т.п.) и медицинские (по состоянию здоровья). Министр обороны Сергей Иванов признал, что «этот вопрос неизбежно встанет в повестку дня, если мы будем выполнять принятые решения о сокращении с 2008 года сроков воинской службы по призыву с двух до одного года... Выполнение этого решения неизбежно приведет к тому, что численность призывного контингента должна быть увеличена в два раза. Это даже не математика, а арифметика». Всемерную поддержку военному ведомству оказывает не кто-нибудь, а уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, утверждая, что «система отсрочек должна быть ужесточена».

Между тем, одной категории граждан отсрочки от призыва будут предоставляться вне зависимости от состояния здоровья. Это молодые депутаты и чиновники, которые заранее подсуетились, чтобы обезопасить себя от воинской повинности. С 1 сентября этого года вступит в силу закон, предоставляющий отсрочку от службы депутатам всех уровней, высшим должностным лицам субъектов Федерации, а также зарегистрированным в качестве кандидатов на замещение какой-нибудь должности в органах госвласти и местного самоуправления. Вот и думайте теперь, что в голове у молодого кандидата: просто от армии откосить или все-таки в политику поиграть.

При сокращении срока службы до года в армии образуется брешь как минимум в 350 тысяч рядовых и сержантов. Половину Минобороны планирует заполнить контрактниками, а оставшуюся часть - студентами. Министр образования и науки Андрей Фурсенко начал было «высказывать серьезную озабоченность» планами Минобороны, но вовремя одумался и выступил с сенсационным заявлением: его ведомство намерено закрыть значительную часть высших учебных заведений.

Демографическая яма - это когда в вузах количество мест превышает количество выпускников, и в армию недобор, и у станка стоять некому.

Армия - святое. Определили оптимальную численность: «что-то где-то около миллиона», значит, так тому и быть. Работающие станки - это тоже важно и нужно для страны. А вот чего ей совсем не нужно, так это такого количества студентов. И президент так считает.

Сегодня в России насчитывается свыше трех тысяч высших учебных заведений, причем две тысячи - филиалы различных институтов и университетов. Это больше, чем где-либо в мире. Трудоустраивается же по специальности лишь половина российских выпускников - чуть более полумиллиона человек.

В Советском Союзе было около 680 вузов. Сейчас их в пять раз больше. Задача максимум - вернуться к доперестроечной цифре, т.е. закрыть каждый пятый вуз.

В Архангельской области и филиалы, и негосударственные вузы, по словам начальника отдела науки и высшей школы обладминистрации Елены Кудряшовой, «имеют лицензии и по формальным признакам соответствуют требованиям Министерства образования России». Так ли это, мы узнаем осенью, когда начнется проверка филиалов вузов и негосударственных учебных заведений. Коснется ли сокращение учебных заведений Архангельской области, сейчас не скажет никто. Но хорошо уже то, что вузы нашего региона не попали в список тех, кого прикрыли, не дожидаясь начала осенней «зачистки».

Студентам закрытых вузов придется переводиться в другие учебные заведения. Или послужить Отечеству. Кстати, по властным коридорам гуляет идея вообще сделать невозможным получение высшего образования в государственных вузах без обязательной годовой службы в Вооруженных силах.

И уже ближайший весенний призыв следующего года обещает быть как никогда многолюдным. А там уж как повезет: для кого-то ближайшие два года станут «школой жизни», а для кого-то «потерянным временем». И что-то подсказывает, что последних больше.

Елена ОГОРОДНИКОВА