Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июля 2004 г.

Больные нужны здоровым
Чему немецкий детсад научил русских студентов

Поучительны любые поездки за границу. Вдвойне поучительны поездки учебные и рабочие - подобные той, что предприняли в июне студенты факультета педагогики и психологии Северодвинского филиала ПГУ Михаил Башкин, Елена Иевлева и Любовь Храпина.

В Германии они уже второй раз. Сначала прошли ознакомительную стажировку в Высшей профессиональной школе, а сейчас - на практике в детских садах и школе города Эмдена. (Вообще же коллектив СФ ПГУ сотрудничает с немецкими коллегами с 1999 года.) Наши студенты попробовали себя в работе с детьми с отклонениями в развитии. Домой вернулись с сертификатами международного образца, поистине драгоценным новым опытом. И, конечно, с альбомами фотографий, массой впечатлений - ведь успели увидеть не только Эмден, но и Бремен, и голландский Кренинген.

Что запомнилось русским студентам в немецких садиках? В наших педагоги практикуют массу методик и систем, направленных на развитие ребенка, малыши заняты почти все время. В Германии же их сверстники большую часть дня предоставлены сами себе, свободно пользуются всем, что им предложено в помещении. Индивидуальные занятия - в основном гимнастика или массаж для больных и ослабленных ребятишек. Стоит ли говорить, что техническая база наших образовательных учреждений с немецкой не идет, увы, ни в какое сравнение? Там современный компьютер столь же привычен, как электрическая лампа.

Впрочем, неудивительно, ведь обучение в немецких школах ориентировано на сугубо практические потребности. Допустим, и девочек, и мальчиков учат готовить на кухне. Рано начинается профессиональная подготовка, много времени уделяется тому, что мы назвали бы производственной практикой. Социальные педагоги проводят специальные курсы, которые должны помочь искать работу, - говорится даже о психологических приемах разговора с начальником.

Болезни, увы, границ не знают - среди воспитанников северодвинских студентов были дети с синдромом Дауна, поражениями опорно-двигательного аппарата. А вот условия, в которых оказываются ровесники в двух странах, неодинаковы. В Германии почти все они занимаются в обычных школах, общаются со здоровыми сверстниками. Для нас это непривычно, но больному ребенку это помогает развиваться, адаптироваться к жизни. С другой стороны, и здоровые дети многому учатся в таком общении. Не по книгам учатся обычной человеческой доброте, пониманию, терпимости... Словом, здоровые нужны больным, больные нужны здоровым, по выражению северодвинских наставников наших студентов.

Чья система предпочтительнее? Лучше всего золотая середина, думают Елена и Любовь. И у нас она более возможна.

Кстати, сами немцы очень ценят такой взгляд на них со стороны, он очень помогает в работе. Поэтому во многом они инициируют и поддерживают различные международные проекты. Осенью группа немецких студентов побывает в Архангельске; возможно, в будущем удастся осуществить нечто подобное и в Северодвинске.

Алексей ЯНИН