Вечерний Северодвинск
Номер от 29 июня 2004 г.

Пьет каждый третий с каждым вторым
Россия - самая пьющая страна. Официальная статистика пытается согнать нас с пьедестала и доказывает, что русские никогда не были самой пьющей нацией.

Мол, даже в 1994-95 годах, когда потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю уровня, мы пили около 7 литров абсолютного алкоголя на душу населения, тогда как во Франции этот показатель составлял 12 литров, в Португалии и Германии - около 10 литров. А кто подсчитал банки с самогонкой, склянки со стеклоочистителем и ложки с техническим спиртом? То-то! Только у нас не просто пьют, а пьют все, что имеет градусы.

И умирают. Причем от алкогольного отравления чаще, чем от инфекционных заболеваний. В I квартале этого года в области произошло 943 случая отравлений, в том числе 203 острых, по большей части алкоголем и его суррогатами. Процент летальных исходов у нас равен 11,6...

Так уж повелось, пьют с радости, с горя. И благополучные в запой уходят, и неблагополучные не просыхают. Это - взрослые, Бог им судья. А дети? Только за майские праздники в детскую клиническую больницу Архангельска с алкогольным отравлением поступило 62 ребенка. В Тюмени 12-летние пацаны - постоянные клиенты вытрезвителей. Власти города всерьез подумывают об открытии специальных вытрезвителей для несовершеннолетних.

У нас какие-то надежды возлагались на принятый не так давно областной закон об административных правонарушениях. «Ужо мы им покажем, уж мы их прижучим, огромадными штрафами разорим, из квартир к такой-то матери повыселяем», - мечтательно делился планами чиновный люд. На деле подпольные продавцы спиртного оказались непотопляемы.

Собственно, почему подпольные? Свой бизнес они, конечно, не рекламируют, но и особо не прячутся. Своими глазами не раз наблюдала такую картину: утречком мужичок известного вида подходит к киоску, что при одном из ягринских магазинов состоит, протягивает бутылку и какие-то деньги, получает свою же бутылку и быстро прячет ее в пакет. Вопрос: что в бутылке?

И неужели никто не видел, как взамен сданной в приемный пункт стеклотары алкаши получают не деньги, а возможность тут же «подлечиться»? И что, жители подъездов, где обосновались импровизированные виноводочные лавки, так и остаются в неведении, с чего вдруг их подъезд так полюбился бомжам, а лестничная клетка мочой провоняла? Да в том-то и дело, что все всё знают. Но что могут законопослушные жильцы? Кто-то мирится: себе дороже; кто-то, наивный, продолжает искать справедливость. Милиция в лице участковых руками разводит, жильцы идут к мэру. Мэр плечами пожмет, мол, нет никакой возможности, ищут понимания у депутатов. Самых везучих и упорных выслушает депутат Госдумы, остальные довольствуются разговорами с городскими и областными. Вот только толку от этих разговоров...

Недавно в Новодвинске эта проблема обсуждалась на еженедельной планерке у мэра. Милиция доложила: в настоящий момент в городе существует несколько полулегальных (это как?) пунктов торговли крепким алкоголем и сигаретами, спирт продают чайными ложками по 1 рублю, а сигареты - по 20 копеек за штуку. «К работе по выявлению подобных пунктов торговли и их закрытию необходимо привлекать не только милицию, - заявил мэр Новодвинска, - тут нужно взяться всем городом». Оно понятно, мэр новый, необстрелянный, копытом бьет, предвыборные обещания пытается выполнить. В общем, сразу после планерки администрация города «начинает собирать информацию о конкретных адресах и людях, которые связаны с незаконной торговлей спиртом, начато формирование комиссии, в которую войдут представители различных учреждений и организаций». Наивные. И труд сизифов. Взять, к примеру, Северодвинск: давно известны и адреса, и фамилии, и комиссия административная скоро год как создана. И что? Если по каким-то причинам список «полулегальных пунктов» затерялся, один адресок могу назвать с ходу: Ломоносова, 87...

Елена ОГОРОДНИКОВА