Вечерний Северодвинск
Номер от 10 июня 2004 г.

Мальчики - налево, девочки – направо
Шесть десятилетий назад в школах страны ввели раздельное обучение. Как оказалось, на десять лет.

На прошлой неделе, проходя по улице Торцева, увидел остатки того, что некогда было шестой школой, ставшей когда-то, после приезда в Молотовск, моим первым учебным заведением.

По своему изначальному предназначению это здание не использовалось, по меньшей мере, уже лет сорок. Большинству нынешних северодвинцев оно известно тем, что в нем размещалось городское управление образования, служба обмена жилья. Еще раньше здесь находился отдел архитектуры города, а в пору, когда Северодвинск делился на два района, в этом доме размещался райисполком - советская власть Ленинского района. О том, что здесь была когда-то школа, еще недавно напоминала лишь памятная доска с именем известнейшего писателя-мариниста Валентина Пикуля, сидевшего здесь за партой в пятом классе.

Мои ностальгические воспоминания уходят тоже к далеким временам военного детства.

Шел 1944 год. В последних числах мая по заданию нашей учительницы Елены Николаевны Аркадовой мы расчертили бланки табелей. С бумагой было туговато, и в ход пошли обложки использованных тетрадей. Учительница проставила оценки, расписалась и каждого сопроводила небольшим напутствием. Не обошлось и без задания на лето:

- Соберете гербарий! Не забудьте, 1 сентября спрошу каждого...

Ни она, ни мы, ставшие в тот день четвероклассниками, еще не знали, что учиться в шестой школе мальчишкам нашего класса уже не доведется никогда.

Еще зимой, сразу же после новогодних каникул, из классного журнала и из наших тетрадей исчезли учительские пометы «отл.» и «хор.», «пос.» и «пл.». Во всех школах страны вводилась пятибалльная система. Зачем это делалось, было непонятно, но к цифрам привыкли быстро. Однако школьные новации того года на этом не закончились.

Летом как-то потихоньку в городе закрылись военные госпитали. Фронт переместился далеко на запад. В освободившихся школьных зданиях шел ремонт. Вернулась на свое место первая школа. С 41-го, уступив место госпиталю, она находилась на Пионерской вместе со школой

№3. Готовилась принять учащихся и седьмая школа.

Старшеклассник Алька Левицкий, с которым мы жили в одном подъезде, все новости обычно узнавал первым. Встретив меня во дворе, он как бы мимоходом спросил:

- А ты в какую школу пойдешь?

Я удивился:

- В какую ходил, в такую и пойду. В шестую.

- Нет, в шестую не пойдешь. Она будет женской...

И пояснил, что в стране вводится раздельное обучение, что ближняя от нашего дома седьмая школа тоже будет женской, а парни пойдут в первую или во вторую.

Самого Альку эта проблема не волновала. Он, окончив семилетку, отнес документы в техникум. Я же еще в последние дни августа не знал, куда принесу свой гербарий. В конце концов все утряслось. 1 сентября я уже числился учащимся «неполной средней мужской школы № 2». Но моих бывших одноклассников там не оказалось, почти все они попали в первую школу. И прошло еще немало времени, прежде чем у меня появились новые друзья.

Необходимость раздельного обучения тогда объяснялась довольно просто. У мальчиков и девочек разное предназначение в жизни. Одни будущие хранители семейного очага, другие - защитники семьи и Отечества. Стало быть, и учить их надо разному и по-разному. На практике же оказалось все не так. Занимались мы по совершенно одинаковым программам и по тем же учебникам. Разве что девчонки изучали санитарное дело, а мы - военное. В результате те и другие росли очень стеснительными в отношениях друг с другом. В старших классах выручали, правда, совместные вечера отдыха, проводимые попеременно в женской и мужской школах.

В первые два-три послевоенных года все старшеклассники учились в женской школе, в мужской для создания 8-10-го классов просто не набиралось достаточного количества учащихся. По этой причине с одним из выпускников, поехавшим в Ленинградский медицинский институт, произошел небольшой курьез. В деканате, взглянув на аттестат, у поступающего долго выясняли, почему он получил его в женской школе.

Не буду утверждать, что раздельное обучение нанесло урон нашему обществу, правильнее сказать, что оно просто-напросто не принесло пользы. В начале пятидесятых годов на эту тему стали появляться выступления в печати. Запомнился рисунок в журнале «Крокодил», очень популярном издании того времени. Из одного школьного здания двигался ручеек мальчиков, из другого - девочек. Посредине двора они объединялись и, взявшись за руки, направлялись в новую школу. Подпись гласила: «Как из двух средних школ сделать одну хорошую».

Через десять лет, в 1954 году, все вернулось на круги своя.

Александр БУРЛОВ