Вечерний Северодвинск
Номер от 8 июня 2004 г.

Екатерина Бастрыгина: «Ничего сериального не смотрю»
По словам молодой актрисы, в «Ментах» уже только ленивый не снимался

Приехавшие с выездного спектакля артисты длинной вереницей выстроились у кассы. День зарплаты в театре - событие, считай, праздничное. В очереди мы встретили и нашу героиню, о встрече с которой договорились накануне. Определив, что толпа страждущих звонкой монеты тает ни шатко ни валко, мы с девушкой поднялись за кулисы, где и состоялся этот разговор.

Kатя, согласитесь, что многие молодые люди и почти все девчонки грезят об актерской карьере. Когда у вас такое желание сформировалось достаточно основательно?

- А сразу сформировалось.

- То есть? В год, в два, в пять, в десять?

- И в год, и в два, и в пять, и в десять. Мама вспоминает, что, бывало, кто-то приходил в гости, она запевала «Калинку-малинку» - и я уже изо всех сил прыгала в коляске, танцевала, значит. Подросла - актриса еще та стала. Маму посажу перед собой, переодеваю разные платья, костюмы. И в каждом новом образе был свой танец. Особенно нравилось мироновское «Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького». Так я себя реализовывала. Потребность в творческом «выхлопе» не покидала меня никогда.

- Ваша семья актерская, имеет какое-то отношение к театру?

- Абсолютно никакого. Но когда я смотрю на маму, точно понимаю, что ни одна народная артистка ее не переиграет. Сама она родом из Пензы, окончила там медицинское училище, приехала в Ленинград поступать в Первый медицинский, окончила его, познакомилась с папой, коренным петербуржцем, воспитали троих детей.

- Вы, наверное, младшенькая?

- А что, заметно? Мой брат старше меня на восемь лет. Как и я, закончил Школу русской драмы... Вернее, это уже я пошла по его стопам. Потом он прошел режиссерский факультет, но профессией сейчас не занимается, несколько охладел, разочаровался. Просто такой период сейчас у него нелегкий.

- А что это за вуз - Школа русской драмы? На базе чего она создана?

- У нее довольно большая история. Она существовала на базе Александринского театра еще до войны. Организовал школу тогдашний главный режиссер Вивьен. Она не прекращала работу и в годы войны. Голодные студенты пешком добирались по простуженному городу на занятия. Ну а мне довелось учиться у прославленного мастера Александринки Игоря Олеговича Горбачева. Он возглавлял театр и школу много лет.

- Игоря Горбачева многие хорошо помнят по ярким театральным работам, по замечательным киноролям. А каким он был педагогом? Насколько добрым, насколько требовательным или мудрым?

- Он был великим мастером, хотя сам не имел профессионального образования. Учась на философском факультете университета, он так сыграл Хлестакова в студенческом театре, что сразу был приглашен в звездный коллектив. Он нас ничему не учил, ничего не диктовал, просто общался с нами изо дня в день. От него всегда исходила мощнейшая энергетика. Вообще, в школе нас не «натаскивали» на технику. На первом месте всегда была жизнь человеческого духа. Горбачев от нас требовал ярости, страсти. Его замечания всегда бывали краткими, но предельно точными и выразительными.

- Катя, в каких театрах Питера довелось поработать после окончания вуза?

- Ни в каких. Я сразу сюда приехала. Сначала, правда, поступила в клоун-мим-театр «Лицедеи», но быстро решила, что драматическое искусство для меня намного важнее, ближе.

- Насколько легко далось решение отправиться на Север, в театр по сути провинциальный?

- Я часто в жизни поступаю спонтанно. Вот решила и поехала. Сейчас с ужасом вспоминаю свою смелость. Это было какое-то определенное сумасшествие. Мне довелось много ролей сыграть на институтской сцене, но одновременно приходит понимание, как трудно обрести свое лицо и получить имя в любом столичном коллективе. Там можно десять лет выходить с одним и тем же - «Кушать подано». А здесь возможностей для роста несравнимо больше. Для актера настоящая работа - воздух. Поверьте, это не просто красивые слова. Сейчас театральная жизнь процветает именно в провинции. В Питере как-то утратилось ощущение былого театрального духа. я его не чувствую. Те спектакли, которые там довелось посмотреть, совсем не вдохновляли меня. У того же Додина в Малом драматическом я не смогла досидеть до конца первого акта.

- Как-то в разговоре о вас режиссер Денис Кожевников сообщил, что во время учебы вы уже снимались в «Ментах».

- Да, отработала несколько эпизодов...

- В какой серии, чтобы не пропустить в будущем?

- А я просто не знаю, ничего сериального не смотрю. Мы живем рядом с двориком «Ленфильма», буквально за углом. Иногда захаживала на студию. Как-то предложили сняться. Согласилась. А конечного результата сама не видела. Так что особых восторгов от съемок у меня не сохранилось. Роль не предлагали, сценариев не читала. А вообще-то, в «Ментах» уже только ленивый не снимался. Там уже мелькали все родственники съемочной группы, все актеры, все студенты, весь Питер стал одной большой массовкой.

- Катя, окончился ваш первый творческий сезон на нашей сцене. Насколько он оказался для вас плодотворным? Какие перспективы сулит новый сезон?

- Когда я училась в институте, у нас заходила речь о будущих амплуа. Мне, например, прочили драматическую героиню с уклоном в трагедию. То же, что я играю здесь, позволяет расширить свои актерские рамки. В школе я играла Кручинину, Отрадину, Катерину в «Грозе». Я счастлива, что в Северодвинске мне доверили роль Викки в «Шуме за сценой». Я до сих пор не понимаю, как я на нее решилась. Ведь все, что я там делаю, в жизни мне совершенно несвойственно.

- Вы знаете, дважды посмотрел спектакль, и мне понравился ваш хороший актерский кураж.

- Если на сцену выходить без азарта, то люди будут просто стесняться моей наготы, задумываться, туда ли они попали. В сценах обнажения без азарта не обойтись.

- Катя, положа руку на сердце, скажите, как надолго и насколько серьезно вы решили осесть в нашем городе? Ведь не секрет, рыба ищет где глубже, а человек - где лучше... Знаю, что в Северодвинске есть уже ваши поклонники, которые не хотят расставаться с вами в ближайшем будущем.

- Это приятно. Будут роли, будут поклонники, будут зрители, которые придут в зал «на меня», значит, и Север не станет для меня чужим. Хотя, конечно, иногда так тянет домой. Но ведь здесь белые ночи не хуже.

- Спасибо вам, Катя, за эту встречу. Здоровья вам, удачи и доброго актерского везения.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ