Вечерний Северодвинск
Номер от 3 июня 2004 г.

Фейс и имя не меняли
Среди задач службы собственной безопасности - борьба с оборотнями и защита сотрудников и их семей

На дверях этого кабинета в старом здании милиции таблички с названием отдела нет. Не из соображений секретности (хотя службу собственной безопасности милиции называют иногда контрразведкой). Просто когда Виталий Дегелевич четыре года назад въезжал сюда, никакой таблички на кабинете не было. А он ничего менять не стал. В углу стоит «оргтехника»: старенькая пишущая машинка. В книжном шкафу - книги по криминалистике, профессиональная литература, комментарии к Уголовному кодексу, еще «тогдашнему» - РСФСР. Старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела собственной безопасности милиции Дегелевич порой заглядывает в них, чтобы сравнить с сегодняшними законами.

Bиталий Иванович, интерес к вашей деятельности в свете последних событий увеличился. Но многие не знают, что служба собственной безопасности милиции существует и у нас. Если кратко, что из себя представляет ваша структура?

- Отделы собственной безопасности в структуре МВД России были созданы в 1995 году. В штате нашего отдела порядка пятнадцати сотрудников. Я в этой службе с 1999 года, работаю по Северодвинску.

- И какие стоят перед вами цели и задачи?

- Противодействие проникновению в органы внутренних дел лиц, преследующих преступные намерения. Выявление и пресечение преступлений, совершенных сотрудниками органов. Выявление условий, способствующих совершению преступлений. А также госзащита сотрудников и членов их семей в случае угрозы.

- Виталий Иванович, а отношения с коллегами как складываются? Все-таки в одном здании, кабинеты рядом...

- Все в порядке. Я же в этом управлении - тогда отделе внутренних дел Северодвинска - работаю с 1985 года. Скоро двадцать лет... Начинал с постового милиционера, потом работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Знаю многих, и меня многие знают. Когда на эту должность перешел, отворачиваться никто не стал и прятаться тоже. Отношения остались те же.

- Вспомните самые громкие дела по Северодвинску...

- В 2000 году два сотрудника батальона патрульно-постовой службы были привлечены к уголовной ответственности за хищение денежных средств. Патрулируя город, они остановили двух мужчин в нетрезвом состоянии. У одного была при себе папочка, а в ней - шесть с половиной тысяч долларов. Деньги предназначались на покупку дома. Мужчину этого милиционеры высадили у ТЭЦ-1, конверт с деньгами вернуть «забыли». В ходе проверки заявления деньги обнаружили в квартире одного из них. Нашумевшее дело. Был обвинительный приговор - условный.

В прошлом году сотрудника угрозыска привлекли к уголовной ответственности за получение взятки в размере около десяти тысяч рублей. В ходе следствия дело переквалифицировали в мошенничество. Тоже вынесен обвинительный приговор.

- Какие методы вы используете в работе?

- Работаем на основании заявлений граждан, оперативной информации - также от граждан или других подразделений. Сотрудничаем с городским отделом ФСБ, поддерживаем отношения с родственными органами отдела юстиции.

- Меченые купюры, прослушка, видеозапись - все это вами используется?

- Да, как раз в тех случаях, которые я назвал, были и меченые купюры, и аудиозапись... Естественно, такие доказательства должны быть добыты законным путем. На часть оперативных мероприятий, например телефонное прослушивание, необходима санкция суда.

- Сейчас над чем работаете?

- В данный момент уголовных дел в суде и прокуратуре по Северодвинску по нашим материалам не рассматривается. Решаем текущие вопросы. Последний случай: гражданин считал, что по его заявлению проверка не проводилась, часть заявлений не была зарегистрирована, были пропущены сроки. Но эти факты не подтвердились.

- А какие претензии по работе милиции в основном поступают?

- Всего понемногу. К милиционерам патрульно-постовой службы или вневедомственной охраны, например, чаще всего: необоснованное задержание, незаконное привлечение к административной ответственности. Лица в нетрезвом состоянии, которые, проснувшись, не обнаружили своих денег, тоже списывают пропажу на милиционеров. Претензии в отношении участковых - недобросовестная проверка или не тот результат, которого ожидал заявитель. По регистрации заявлений вопросы возникают, по нарушению сроков.

- Если правоохранительные органы не правы, куда обращаться?

- Непосредственно к руководству органов внутренних дел, с письменным заявлением в прокуратуру или к нам. Мой телефон 6-67-72. По факту каждого обращения проводится проверка. Часть случаев подтверждается, часть - нет.

- А бывает так, что человек опасается преследования за свою жалобу на действия милиции?

- В моей практике таких случаев не было.

- А «сверху» от вас требуют какой-то процент выявленных преступлений?

- Такого показателя нет.

- На прошлой неделе нашли очередного «оборотня» - в московском руководстве ГИБДД. А как дела с представителями этой структуры у нас? Дальнобойщики жалуются: только пересечешь границу нашей области - и начинаются непомерные поборы.

- От тех же дальнобойщиков я слышал другое: чем ближе к центру страны, тем хуже. Что же касается Северодвинска, уголовных дел в отношении сотрудников ГИБДД сейчас не рассматривается.

- А сами вы за рулем? И какие документы предъявляете - права или служебное удостоверение? Или у вас номера милицейские?

- Служебной машины нет: по должности не положено. А сотруднику ГИБДД показываю водительское удостоверение.

- Обеспечение безопасности сотрудников тоже в вашей компетенции. Можно поподробнее?

- Здесь действия производятся на основе Закона о государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Сюда входит изменение места жительства для сотрудников и их семей, изменение документов на другую фамилию, временное помещение в безопасное место. И другие действия, вплоть до фантастических - изменения внешности путем пластической операции. В законе-то прописано, но только средства на это вряд ли найдутся.

- А в Северодвинске какие-то из этих мер принимались?

- Пока такой необходимости не возникало.

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА