Вечерний Северодвинск
Номер от 20 мая 2004 г.

Политика «питается» собаками
Японские хины у нас прижились, а путинские лабрадоры пока нет

Вы заметили, что на наших улицах почти не видно больших собак? О бродячих простачках я не говорю. Но, скажем, породистые доги, ньюфаундленды или ротвейлеры встречаются гораздо реже, чем года три-четыре назад.

Вфаворе у горожан теперь маленькие и декоративные «муси-пуси». Что это? Мода? Так называемая конъюнктура рынка? А может, на выбор северодвинцев влияет скромность достатка? Я спросила об этом у руководителя клуба служебного собаководства РОСТО Надежды Князевой.

- Действительно, ситуация сложилась такая, что практически все породы крупных собак - сенбернары, ньюфаундленды, немецкие доги, овчарки - в Архангельской области сведены на нет. Свое веское слово в очередной раз сказала... российская политика, - говорит Надежда Ивановна. - Массово отказываться от таких пород северодвинцы стали после дефолта 1998 года. Квартиры маленькие, содержание и уход дорогие. В какой-то степени повлияли и многочисленные нарекания в адрес хозяев собак по поводу укусов. В общем, спроса не стало, поэтому и предложение исчезло. К сожалению.

- Вы полагаете, это плохо? Думаю, многие с вами не согласятся.

- Собаками я занимаюсь с двенадцати лет, уже многие годы это - профессия, и мне просто жалко того поголовья, которое мы потеряли. Получается, что сами по себе ценные породы у нас на Севере не развились, не размножились, кто-то недополучил радости от общения с питомцем. Да и вопрос престижа города, области немаловажен.

- Как это?

- Раньше наши собачники посещали практически все крупные кинологические выставки - Москва, Петербург, Прибалтика, Днепропетровск. Северодвинск звучал, и по этому «звучанию» судили о благополучии города в целом. Сейчас же в выставках участвуют лишь энтузиасты, как правило, небогатые люди, сознательно обделяющие себя в быту ради четвероногого любимца. Не так давно моя знакомая, молодая женщина с очень средним достатком, за тысячу долларов приобрела в Москве прекрасного щенка немецкой овчарки. Деньги на него копила очень долго. Буквально на днях, кстати, она поехала в столицу на региональную выставку.

- Надежда Ивановна, получается, что некая перспектива у крупнопородных все-таки существует?

- В общем, да. В последнее время северодвинцы стали проявлять к ним осторожный интерес. И очень часто это связано, как ни странно, с внешним воздействием, а не велением души. Я заметила: как по ТВ начинается какой-нибудь сериал с участием собаки, так тут же возникает спрос на породу. К примеру, «Комиссар Рэкс» вызвал интерес к немецким овчаркам, а знаменитая «Бригада» северодвинца Алексея Сидорова - к бульмастифам. В крупных городах сейчас пользуются спросом лабрадоры, эту породу держит Владимир Путин.

- Насколько актуально для города разведение собак как бизнес?

- В принципе, неактуально.

- Но ведь щенков продают, и за достаточно большие деньги...

- Любой бизнес конечной целью имеет прибыль. По своему опыту могу сказать, что как таковой коммерции на собачках в Северодвинске не сделать. Можно лишь окупить часть затрат на содержание четвероногого друга, не более. Этому есть и научное, и чисто экономическое объяснения. Во-первых, заниматься коммерческим разведением собак, как и в сельском хозяйстве, выгодно лишь при определенном объеме поголовья животных. У нас нет больших питомников. А во-вторых, стоимость щенков редких пород в нашем городе ниже, чем в центральных городах России и даже в Архангельске. А качество бывает гораздо выше.

- О каких породах любимцев идет речь?

- Очень популярны, как вы уже заметили, собаки некрупных пород. Той-терьеры, пекинесы, японские хины. Как ни парадоксально, но именно у нас, в провинции, собаки этих декоративных пород по своим качествам зачастую превосходят столичных. А знаете почему? Потому что мы не занимаемся тем самым хаотичным коммерческим разведением. В Москве, дабы удовлетворить потребительский ажиотаж, «наделали» хинов до 35 сантиметров по высоте в холке, тогда как на родине породы, в Японии, установлен стандарт в 26 сантиметров. Когда превалирует коммерческий интерес, качество породы существенно снижается.

- Надежда Ивановна, можно предположить, что многие, желающие приобрести собаку, не знают, как это правильно сделать. Выбор-то у людей существует.

- Если подходить к делу совсем серьезно, то лучше обратиться за консультацией к специалистам кинологических клубов или руководителям той или иной породы. При желании заняться племенным разведением стоит побывать на выставках, особенно монопородных. А брать щенка лучше в возрасте 6-7 месяцев, после смены зубов. И, разумеется, с документами. Такие стоят дороже, но щенячий паспорт - это гарантия чистой породы.

- А гарантия здоровья?

- Со здоровьем чуть сложнее. Многие заболевания у собак - приобретенные. Ветеринары отмечают, что сейчас стала очень часто встречаться пиометра (гнойное наполнение матки), а также рак молочных желез у сук. Сказывается экологический фактор.

- К нам в редакцию недавно обратился молодой человек с необычной просьбой: убедить отца-пенсионера не брать в дом немецкую овчарку. Мол, удовольствие дорогое. Что бы вы ответили ему?

- Молодой человек, наверное, прав. Средняя цена щенка овчарки по городу - двести долларов. И этим расходы не ограничатся. Для нормального развития большому плотоядному животному требуется мясо. Словом, каждый сам должен оценить свои шансы иметь или не иметь овчарку. Но мы, как мне кажется, в этом вопросе уже начинаем потихонечку приближаться к западной традиции. За рубежом достойно содержать большую собаку могут лишь очень обеспеченные люди.

- Надежда Ивановна, интересно, а местные высокопоставленные особы тоже к президентским лабрадорам не ровно дышат?

- Пока еще нет. Наверное, у них и других проблем достаточно!

Наталья КОЛОГРЕЕВА