Вечерний Северодвинск
Номер от 17 мая 2004 г.

Подопытные дети
От имени тех, ради кого...

Шагая по улицам города после пробного единого государственного экзамена по математике, то и дело слышала споры сверстников. Не о любовных переживаниях, не о компьютерных играх, а о косинусах и синусах, о корнях и логарифмах...

Пусть это была просто тренировка, но в дрожь нас бросает при одном только упоминании трех букв: ЕГЭ. Вот уже два года к этому знаменательному событию готовимся, ночей не спим, о личной жизни забывая. Спасибо учителям, не бросают нас в это непростое время. Особенная благодарность завучу двадцать пятой школы Екатерине Трофимовне Красовой. Занимается она с нами «до потери пульса». Мало кто способен столько заботы и времени уделить пусть полюбившимся, но все же не родным детям. А вот дяденькам в министерских креслах, придумавшим пытку по имени ЕГЭ, очень бы хотелось в глаза посмотреть и спросить: зачем?

С виду вроде бы все сделано исключительно ради нас: чтобы упростить процедуру поступления и дать возможность пробиться ребятам из провинции. Прекрасно! Только не понимаю, как эти благие намерения связаны с ЕГЭ? По поводу поступления: почти во всех вузах сертификаты ЕГЭ не учитываются. По поводу талантливых ребят из провинции: намного эффективнее было бы ужесточить контроль в приемных комиссиях на предмет взяток. Или кто-то будет отрицать наличие подобных явлений? Так сейчас каждый пятиклассник знает, что и сколько стоит.

Я не против платных отделений (кто как может, тот так и вертится). Но не лучше ли потратить государственные деньги на то, чтобы не ущемлять права ребят, родители которых не могут вписать обучение в список семейных расходов?

Не моего ума это дело? Тогда ответьте на вопросы попроще: зачем перед началом ЕГЭ нужно несколько раз предъявлять свой паспорт? Почему мы должны брести в незнакомую школу, к чужим учителям? И сидеть рядом с незнакомыми сверстниками, так же судорожно теребящими ручки. Только гелевые, только с черными чернилами! Кстати, о ручках. Нужна одна. Учителя заботливо порекомендовали взять две. Я решила не испытывать судьбу и попросила родителей купить три. Папа принес четыре: «На всякий случай!» Смешно... А вот то, что во время экзамена тебя до туалета провожают, из туалета встречают, по-моему, унизительно.

И в кабинете, как в армии: по команде берем в руки ручки, по команде заполняем бланки строго по образцу. И попробуй сделать ошибку - крест на тебе ставить можно. А в школьном коридоре дежурят и милиция (непонятно зачем), и медицина («Вдруг кому-то плохо станет»). И опять считается, что это забота о нас. Но, знаете, юный организм нужно основательно попугать, чтобы довести до обморока или сердечной боли. А ведь напугали: представьте, что в голове творится, когда знаешь, что каждая буква, цифра, запятая может отразиться на твоем будущем! Это напряжение, страх в глазах учителей, которые, по-моему, сами толком не понимают всех нововведений, заставляют всерьез поволноваться.

Чем же не устраивала прежняя система сдачи экзаменов? Пусть кто-то мог списать. Ну и что?! Не поверю, что министры-новаторы, депутаты и прочие высоко- стоящие персоны не списывали в школе, в институте. И ничего, живут, деньги неплохие зарабатывают, имеют возможность над реформами головы ломать...

Возмущает еще одно: школьная программа и учебники не дают тех знаний, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Вот и приходится вечерами сидеть в школе, заниматься дополнительно. А времени у выпускников и без того в обрез.

Мое личное мнение о едином госе отрицательное. Я уже вся перевозмущалась, перепугалась и успела напугать других. А ведь самое страшное еще впереди - настоящий ЕГЭ. И если изменить уже ничего нельзя, то пожелайте нам, подопытным детям, удачи!

Наталья ЛАРИОНОВА, выпускница школы №25