Вечерний Северодвинск
Номер от 17 мая 2004 г.

Доехать живым
Как обуздать «диких перевозчиков»

Инспектор по вождению спрашивает у ученика:

- На перекрестке стоят КамАЗ, автобус и «скорая помощь». Кто первым проедет перекресток?

- Таксист, - отвечает ученик.

- Откуда он взялся, его ведь не было на перекрестке?

- А кто их знает, откуда они постоянно берутся...

Ситуация в нашем городе с частниками, занимающимися перевозками пассажиров, примерно такая же, как в этом старом анекдоте. Большая часть так называемых «таксистов» - молодые люди без постоянного места работы, с водительским стажем менее двух лет, гоняющие на полуразвалившихся ВАЗах, не имеющие лицензий, нарушающие все Правила дорожного движения, но считающие себя асами вождения. Такие же, как герой фильма «Такси».

Редко какое дорожно-транспортное происшествие происходит на городских улицах без участия «таксиста». Он или виновник, или пострадавший. Но даже будучи пострадавшим, как выясняется при детальном разбирательстве, «таксист» мог бы избежать аварии, если бы не лихачил, если бы машина была технически исправна. У некоторых из них нет не только предусмотренного законодательством предрейсового медосмотра, но даже не пройден техосмотр автомобиля. Не говоря уже о специальном обучении, которое должен пройти водитель, занимающийся платной перевозкой пассажиров. А ведь пассажиры доверяют им на время пути свои жизни.

Из всего количества разнообразных таксистских фирм единицы пытаются наладить работу в соответствии с нормами перевозки пассажиров. Остальные официально оформляют свою деятельность как диспетчерские услуги, тем самым полностью снимая с себя ответственность за обучение водителей и технический контроль за транспортом.

«Такси Шик» частного предпринимателя Наумкина - одна из немногих фирм, которая что-то делает для приведения перевозки в цивилизованное русло. На сегодняшний день 24 водителя из этой фирмы, заплатив по 2500 рублей, прошли специальное обучение. Получение лицензии обошлось каждому в 1300 рублей. Каждый таксист платит вмененный налог 200 рублей в месяц, производит отчисления в Пенсионный фонд. Почти все водители - частные предприниматели. В планах у Ивана Наумкина приобретение гаража, введение должности механика для проведения предрейсового осмотра. Несмотря на все дополнительные расходы, цены на проезд не отличаются от тех, которые назначают фирмы, не утруждающие себя выплатой налогов.

Высказывания «серых таксистов» о том, что при выполнении требований законов стоимость перевозки пассажиров резко возрастет, не оправдываются. Еще одним примером тому - «Пони-экспресс» ЧП Селина. Уже несколько лет «Пони» успешно конкурирует с «частниками» и подобными фирмами Архангельска. Несмотря на то, что водителей «Пони» частенько упрекают в лихачестве, надо отдать должное руководству фирмы - с нарушителями Правил дорожного движения здесь серьезно борются. В фирме существует своя служба безопасности. Лихачей наказывают не только по линии ГИБДД, но и правами руководства. Есть и механик, проводящий предрейсовые техосмотры и отвечающий за исправность автомобиля. (Если выяснится, что механик выпустил на линию неисправную машину, сотрудники ГИБДД составят протокол, штраф по которому - около тысячи рублей). Организован и предрейсовый медицинский контроль. Примерно так же работают в архангельской фирме «Снежок», перевозящей пассажиров легковым транспортом.

Неужели в нашем городе так мало предприимчивых людей, которые хотят работать, не нарушая законы, которые способны организовать «диких перевозчиков», обучить их, заключить трудовые договоры, получить лицензии? Вопрос с частными таксистами в Северо-двинске стоит действительно очень остро. Депутаты обращались в милицию, транспортную и налоговую инспекции, помогали в организации рейда по выявлению нарушений при перевозках пассажиров частниками. Только при наличии в городе нескольких таксистских фирм, работающих в рамках законов, контролирующие службы смогут эффективно бороться с «серыми таксистами». Да и пассажиры при выборе такси, несомненно, предпочтут серьезные фирмы.

Юрий ЛИВЕНЦЕВ, инспектор по пропаганде ГИБДД