У девчонок из «Нимфеи» прыжищи такие, что балетным парням и не снилось!
Когда говоришь с балетмейстером театра танца «Нимфея» из ДКиС заслуженным работником культуры Валерием Кучинским, ловишь себя на мысли, что собеседник... танцует. Так живы и эмоциональны его мимика, жесты. Впрочем, и повод есть: десятого мая поклонники увидели юбилейный концерт, посвященный 20-летию коллектива.- Валерий Николаевич, до Северодвинска вы работали в Ленинграде. Родились тоже там?- Нет. Я из Грозного. Учился в школе, окончил студию Махмуда Эсамбаева, начал преподавать в кружке, ставил танцы в «Евгении Онегине» народного оперного театра Чечено-Ингушетии - мне было 16 лет. И первая любовь была там... Видел по телевизору развалины моего дома. Вот на могилу к маме никак не попасть...- Не собираетесь ли выразить это в танце, как откликнулись на трагедию «Норд-Оста»?- Были такие мысли, я уже наметил план постановки. Но, видите ли, художник всегда в роли судьи. Он должен сам знать твердо, на чьей стороне правда. «Норд-Ост» - там все ясно, погибли ни в чем не повинные люди. А вот сама чеченская война - я не знаю, кто здесь прав, у каждого своя правда! В общем, отказался от этой идеи.- Что считаете самым существенным в пути вашем и вашей супруги и коллеги Веры Дмитриевны?- Я работал в Ленинградском областном культпросветучилище, преподавал композицию и постановку танца будущим хорео-графам, с самодеятельностью дел не имел. Там встретил Веру. Она из Северодвинска, из этого Дворца, приехала учиться. Мы поженились... Надо было решиться начать все с самого начала. Приехали сюда - это был поворотный пункт. Первые годы мы занимались с коллективом «Алые паруса». Это настоящая самодеятельность, та, которая заполняет какую-то нишу - и ту, что существует для зрителей, и внутреннюю, для самих артистов. Взрослый коллектив, рабочие, студенты - люди сформировавшиеся, определившиеся. Мы видели: там, где-то, они отработали, а во Дворце превращались уже в творческих работников.А потом мы попали в ножницы перестройки. Возникли «ямы» с зарплатой, люди принялись «крутиться», было уже не до того, что будоражит душу. И я сказал: ребята, надо расстаться... Но мы уже набрали маленьких детишек и решили работать с ними. Долго искали название новому театру. Нашли: нимфея - это лилия, которая раскрывает лепестки с рассветом и закрывает с заходом солнца. Реагировать на свет, откликаться на него, жить в нем - вот это и будет вехой, которая определит все, решили мы. В самые тяжелые годы поддерживал Севмаш. Нам говорили: поезжайте на конкурсы, несите имя Северодвинска! Мы стали лауреатами международного конкурса «Надежды Европы» в Сочи, выступали в Питере, Мурманске, Харькове...- В чем особенность именно театра танца?- Театр призван говорить о любых явлениях, говорить «да» или «нет». Мы это делаем языком тела, движений, а в остальном все так, как в обычном театре. Мы должны дать материал, чтобы человек задумался. Танец - это праздник эмоций. Но чистые эмоции или направленные на что-то социальное? В бальных танцах хореография - вершина творчества. А для нас это база. Главное - что мы танцуем. И потом, у девочек классическая школа, они исполнят любой танец мира. Жаль, не успел поставить камбоджийский танец. И у филиппинцев замечательная вещь есть, но нужны бамбуковые палки метра в четыре - не могу найти!- Почему в «Нимфее» все-таки только девушки? И как коллеги-хореографы относятся к тому, что девушки у вас исполняют мужские танцы, лезгинку например? Был еще недавно солист - Иван Ефремов...- В первом наборе было мальчиков десять. Мы танцевали балет «Маугли», были лауреатами конкурсов. Но вдруг я понял, что девчонки пашут так, что только брызги летят, а мальчишки отстают. Я стал «толкать» мальчиков. А они взяли и все сразу не пришли! Целую неделю был в страшном расстройстве. Но потом мы с Верой решили: пусть будут девочки! Конечно, я скучаю по мужскому танцу. Солисты-юноши очень разнообразили репертуар. Иван с Наташей Морозовой танцевали и «Кармен», и «Ромео и Джульетту» - здорово было. Сейчас в средней группе три мальчика, - надеюсь, что они и останутся. А мнение хореографов... Махмуд Эсамбаев, и все жюри сочинского конкурса, и весь зал встали, когда наши девочки вышли с «Вдоль по Питерской»! А до того выступали ребята из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии с национальными танцами, публика завелась. И тут наши! Постояли за русский танец. Но и сейчас жалею, что тогда у нас не было лезгинки. Мы бы взяли гран-при! Вот у Михайловского - мужской балет. А мы не выдаем девушек за парней, мы подчеркиваем, что на сцене девушки. Но какие! Они танцуют с такими прыжищами, что в балетном училище не все парни так прыгают! Мужские трюки исполняют, как никто не может! Радоваться надо таким девчонкам!- Валерий Николаевич, а Вера Дмитриевна не ревнует?- Никогда. Не было повода. У нас полное взаимопонимание, мы всегда все делали вместе. Я работаю со старшей группой, так сказать, с мастерами, она - с детьми. Надо видеть, что она с ними творит! Я восхищаюсь ею.- Если сравнивать вашу работу, ваших артистов прежних и нынешних, то в чью пользу сравнение?- Да, двадцать лет - это срок. Я и среди профессиональных коллективов не много знаю таких. А у нас отметили и 30 лет «Эосу» - это невероятно! Нине Витковской памятник надо ставить...Есть такой анекдот. Одессит говорит: «Раньше мы жили хорошо. Теперь - лучше. Но мы бы не возражали снова жить хорошо!» Если серьезно, то раньше было сложнее работать с солистами. Сейчас наоборот: есть яркие личности, индивидуальности, каждый со своим взглядом на все, а вот сделать из них ансамбль - ой-ой-ой! И это прекрасно.- Вы, наверное, очень счастливый человек...- Счастливый? Ну, это слово слишком затерли. И сплошного счастья быть не может, это абсурд. Оно зависит от взлетов и падений. Тот ушел, этого надо вытаскивать, и труд, труд, - знаете, это не от великого счастья. Труд - это лишь путь к счастью. Да, землюшку мы погрызли... А вот когда взлетел, сделал что-то - это классно!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!