Вечерний Северодвинск
Номер от 29 апреля 2004 г.

Случайная месть

Горцев не знал, зачем стреляет из чужого обреза...

В стародавние времена оскорбленный мужчина вызывал обидчика на дуэль. И каждый из них знал, что может не вернуться с «поля боя». Опасно, но - таковы нравы эпохи. Сейчас, конечно, не стреляются, дуэли не в чести. Зато «разбираются» и тоже стреляют. Иногда, правда, не в тех...

Дуэль? Нет, разборка

В марте северодвинский городской суд рассматривал дело об убийстве Сергея Юцикова. Что мог сказать подсудимый Сергей Горцев о совершенном им убийстве? Наверное, многое, но на суде он не сказал ничего. Вину признал частично, от дачи показаний отказался. Судья Елена Патрушева руководствовалась показаниями, данными Сергеем, его братом Николаем (также подсудимым) и свидетелями преступления в ходе расследования. Одно ясно - убийство было случайным.

10 ноября прошлого года двадцатилетний Николай Горцев и его старший брат Сергей на отцовской «шестерке» поехали покататься по городу. Дело к вечеру шло.

Где-то в районе перекрестка улиц Чехова и Ломоносова их «жигуль» подрезала красная «девятка». Не просто подрезала. Братьям почудилось, что сидевшие в салоне «девятки» парни - то ли трое, то ли четверо - показывают им какие-то оскорбительные жесты. Снести такое мочи не хватило. «Шестерка» стала преследовать «девятку». Так машины оказались в северодвинском поселке.

Сергей Горцев помнит, что один из обидчиков забежал в деревянный дом, откуда гурьбой высыпала подмога. В руках одного из «подмогавших» мужиков Сергей заметил топор. Буквально сразу же он получил обухом этого топора по голове и упал на землю. Было очень больно, из раны сочилась кровь. Увидев, что Сергея, инвалида второй группы, бьют, Николай лег на него сверху. Он хотел защитить, прикрыть брата, закричал: зачем, мол, трогаете инвалида? Удары обуха топора пришлись ему по спине. Удары были настолько сильными, что первое время Николай не мог наступать на правую ногу. Боль резко отдавала в почке.

Мужики с топором ушли в дом, оклемавшиеся братья Горцевы сели в свою «шестерку» и уехали. Отступление, как выяснилось, было временным.

Обрез из «первого акта»

Сергей и Николай поехали в «Пеликан», бар на улице Южной. Здесь братья встретили знакомых молодых людей - Дементьева и Лашова. Они рассказали им о случившемся, вместе выпили водки, ей же продезинфицировали рану Сергея на голове. Пока обсуждали ситуацию и составляли план мести, Сергей Горцев вспомнил о хранившемся у него дома обрезе.

За обрезом двуствольного горизонтального охотничьего ружья Сергея попросил присмотреть его знакомый, якобы уехавший по делам в Котлас. На машине Дементьева компания отправилась домой к Сергею. Правда, младший Горцев, как рассказывал следователю Сергей, не знал об обрезе. Обрез старший Горцев вынес из своей квартиры и повез в поселок в рукаве куртки. Говорит, что хотел просто припугнуть оружием теперь уже дважды обидевших их мерзавцев. Дело было за малым - разыскать ту злополучную красную «девятку» и парней, которые показывали непристойные жесты. Одна беда - номера машины ни Сергей, ни Николай не запомнили. Впрочем, это ли помеха?

Кивнул: «Это они...»

На одной из улиц поселка братья заметили красную «девятку», а в ней троих молодых людей, внешне вроде бы похожих на тех... Сергей Горцев кивнул: «Это они...».

На перекрестке улиц Садовой и Некрасова Горцевы затеяли драку. Николай стал вытаскивать и осыпать ударами ничего не понимающего водителя, периодически переключался на остальных парней. Сергей присоединился к брату. В какой-то момент Горцев-старший все-таки решился воспользоваться обрезом. Взведя курок правого ствола, он со словами: «Всем стоять, руки на капот!» - выстрелил в воздух.

Возможно, первым неладное почувствовал один из приятелей - Дементьев. Сергей и Николай в «Пеликане» рассказывали, что обидчикам на вид было лет двадцать пять, а эти молодые. Он бросился к Николаю, оттащил его, усадил в свою машину. «Вы не ошиблись, ребята?»

Крикнули и Сергею, что наверняка ошиблись, не на тех напали, однако Горцев-старший уже вошел в раж. Он продолжал наносить удары одному из парней и бубнил: «Шиловики поганые, хотели его (Николая - авт.) по почкам бить!»

Видимо, удовлетворившись тем, что люди из красной «девятки», раздавленные страхом, лежат на холодной земле лицом вниз, Сергей пошел к своей машине и стал было садиться, да обернулся... Один из парней, заметил Горцев, пытался встать. Сергей направил в его сторону обрез и выстрелил, по его словам, в землю. На следствии старший Горцев показал, что стрелял, дабы напугать, чтобы, мол, парень снова лег на землю. Попал он в него или нет, Горцев не знал.

Молодым человеком, так неосторожно оторвавшим голову от земли, оказался Сергей Юциков. В 23.30 его матери сообщили, что сын убит.

Явка с повинной

Прошло чуть более месяца с того злополучного дня, когда братья Горцевы принесли в милицию явки с повинной. Сергей и Николай рассказали о том, что случилось в поселке: об обиде, драке, обрезе.

Наверное, их покаянный поступок повлиял на окончательный приговор в плане его смягчения. Ранее осужденный условно Сергей Горцев на десять лет отправился в колонию строгого режима. Младший Горцев, Николай, получил условный срок. В пользу потерпевшей, матери убитого Юцикова, с Горцева-старшего будет взыскано сто тысяч рублей компенсации морального ущерба.

Такая вот нелепая история. И трагическая. Теперь уже никто не вернет родным Сергея Юцикова. Когда случилась эта «разборка», его жена была беременна вторым ребенком.

Алла НЕВОЛИНА