Вечерний Северодвинск
Номер от 26 апреля 2004 г.

Душа в заветном танце
Ансамбль «Эос» приглашает на 30-летний юбилей

Какой-то странной получилась эта беседа: вопросы в ней занимают куда больше места, чем ответы... Но что поделать, если руководитель одного из любимейших коллективов - ансамбля бального танца «Эос» (ДКиС Ленкома) так немногословна? Это не от неприветливости. Просто заслуженный работник культуры Нина Витковская уже прислушивается внутренне к музыке, которая зазвучит на репетиции через несколько минут, уже приглядывается к движениям учеников...

- Нина Михайловна, как-то я уже брал у вас интервью, и вы - дело тоже было перед репетицией - приветствовали меня словом «переодевайтесь». Чувствовалось, что вы вся уже в работе, для вас существовали только ваши танцоры... Вы человек увлекающийся?

- Да, я увлекающийся человек. Но могу и перегореть быстро!

- Хороший танец - как бы вы это определили?

- Это в первую очередь такой, в котором человек может себя выразить, пережить музыку. И еще - в танце не должна быть только одна техника. Это, конечно, тоже очень важно, но главное, чтобы в танце был каждый нерв. Душа, если хотите... Чтобы каждое движение было как ручеек, чтобы все было в гармонии, не было «швов» между элементами...

- А какой танец для вас самый лучший? Или, может, любимый?

- Румба и пасадобль. Но и танго обожаю... Испанские танцы вообще... Да я все танцы люблю!

- Спортивные бальные танцы - это искусство или все-таки больше спорт?

- И искусство, и спорт. Как фигурное катание. Многие известные «спортивники» делают постановочные номера, с сюжетом, программой, и выступают с шоу...

- И наверное, ваши ребята жизни не видят, как и профессиональные спортсмены...

- Не видят, это серьезно. Занимаемся каждый вечер, а они ведь все учатся - в школе, во втузе. Анелька моя (дочь Нины Витковской Анелия. - С.З.) вот из Архангельска, из ПГУ каждый день мотается... Но надо иметь характер, чем-то жертвовать, если занимаешься танцем. Многие вещи надо учиться преодолевать. Тем более когда работаешь в ансамбле. Ты не один, за тобой коллектив, ты подведешь других...

- Кстати, об ансамбле, об его истории. Нина Михайловна, что означает «Эос»? Я слышал несколько версий: от мифологической - по имени античной богини - до рациональной: ЭОС - «Это очень современно»...

- Нет, «Эос» - это от богини утренней зари. Был в свое время конкурс на название, и вот Витя Малюков, участник ансамбля, придумал такое... Коллектив возник в 1973 году, руководила им Ольга Виноградова. Я сама танцевала здесь, Варя Зажигина - сейчас руководитель ансамбля джазового танца... Потом сменилось несколько руководителей, и были не лучшие времена для ансамбля. Когда в 1980 году я приняла «Эос», в нем было всего четыре пары.

- В последние годы на концертах мы видим обычно восемь пар. А еще у вас есть и подготовительные группы, и курсы «Латиноамериканские ритмы»...

- Да, курсы ведем мы с моим учеником, а сейчас уже тоже педагогом Алешей Тимоховым; с подготовительными группами работают наши солисты - Наташа Муратова и Артем Скрипов. Ребята занимаются разные - от шести лет. Берем всех. Способных, конечно, сразу видно, но пусть все учатся танцевать!

- Николай Гумилев говорил, что научить писать стихи можно каждого. А танцевать?

- Можно. И медведей учат танцевать!

- С кем лучше работается - с опытными «концертными» парами или с новичками, которые хотят научиться азам?

- Не знаю... Я их всех люблю, надо всех их любить, если у них глаза горят, если им нужно танцевать! Они все становятся моими, родными. Если такой любви нет, то и в работе, и в жизни вообще ничего не получится...

- А из коллег, в том числе и не северодвинских, кого бы особенно отметили?

- Мне все нравятся... Ну, не все, конечно. Но труд танцоров я уважаю.

- Какой наградой, какой похвалой больше всего гордитесь?

- Самая лучшая похвала, которую я услышала на областных фестивалях ансамблей бального танца «Новое тысячелетие», - это то, что мы не похожи ни на кого. Что у нас свой стиль. Так говорили танцоры и Архангельска, и Череповца, и Гатчины...

- В отличие от многих других любимцев северодвинской публики вы даете концерты редко - раз-два в сезон. Почему?

- Во-первых, мы все-таки достаточно часто выступаем, я считаю. Может быть, не всегда на весь город - работаем для заводских коллективов. Вот в театре танцевали 5 марта, потом на юбилее 42-го цеха... А главное, мы же не профессиональный ансамбль, нет возможности постоянно готовить новые танцы, шить новые костюмы. Это и дорого, и времени требует много.

- Премьеры непременно нужны?

- Обязательно. Каждый сезон - четыре-пять новых танцев.

- У вас есть мечта?

- Я о многом мечтаю. О большом хорошем танцевальном классе - у нас сейчас один кабинет на все группы. О костюмах красивых. О будущих программах. И обязательно чтобы у ребят все было хорошо!

Но вот и репетиция. Взгляд руководителя устремлен на сцену, в голосе звучит металл: «Все на исходные позиции! Девочки, встали! Танцуем!» Под звуки зажигательной румбы ухожу из зала. Пусть сюрпризом будет то, что увидим мы 2 мая в 17 часов на юбилейной программе ансамбля «Волшебный танец словно свежий бриз». Два отделения, 19 танцевальных номеров, в том числе четыре премьеры (о них балетмейстер наотрез отказалась рассказывать - чтоб не сглазить). Поддержка вокальных и цирковой студий Дворца... Словом, все будет так, чтобы зрители сказали: «Давно такого не было!»

Как говорят всегда после концертов «Эоса».

Станислав ЗЕЛЯНИН