Вечерний Северодвинск
Номер от 13 апреля 2004 г.

Жить здесь и сейчас
Наверное, так было не всегда, но стало нормой ругать на чем свет стоит местные условия, погоду, экологию, жаловаться на бесперспективность и безнадегу, удивленно рассматривать приезжающих сюда не в гости, а насовсем, и спрашивать, а, собственно, чего ради, ведь все нормальные отсюда уже уехали, остальные на чемоданах.

Отставной военный, из тех, кто «на чемоданах» уже лет семь пытается себе и другим объяснить, почему не уезжает из Архангельска. Вроде и рвется в родной Воронеж, к многочисленным родственникам, а все что-то держит. Вот, мол, жена на пенсию пойдет, тогда непременно. Проходит время, вот, сын доучится, тогда сразу. Наконец признался: «Каждое лето я туда в отпуск мотаюсь. Уже через неделю невмоготу становится. Возвращаюсь сюда и опять мечтаю, как уеду отсюда. А уезжать боюсь, работы в Воронеже никакой, мужики спиваются. Чем буду заниматься? Пить? Так и здесь можно, благо хорошая компания имеется - друзья-однополчане, они тоже уезжать не торопятся».

Есть и такие, кто уехал. С планами, перспективами, без сожаления и слез. Не так давно из Москвы в Северодвинск вернулась молодая пара. Уезжали в златоглавую навсегда, продержались месяц. Парень вернулся на «Звездочку». Чем занимается его жена, не знаю, но разговорами про болото и «деградацию личности» она его еще долго донимать не будет, это точно.

Живет в городе коренной питерец, он здесь уже четверть века, и все это время разговоры только о северной столице, о переезде туда - с каждым годом все реже и реже.

Зато все чаще в местных газетах читаю объявления: квартиру во Пскове, Владимире, Челябинске, Волгограде, Курске, Иваново, в Украине и Беларуси меняют на Северодвинск.

И все-таки в нас неистребима потребность взахлеб, в красках и в мажоре рассказывать о том, как припеваючи живут где-то там, не обязательно рядом с Кремлем, а хотя бы по соседству. Например, в Вологодской области. И дороги там не в пример нашим, и цены ниже, и уровень жизни выше, и вообще...

Насчет «вообще» не знаю. А дороги, по словам тамошнего главного гаишника, ни к черту. По их статистике, причина почти трети дорожных аварий -именно плохое состояние дорог. Автовладельцы подают на дорожников в суд, бывает, что и выигрывают, правда, редко.

И цены заморозить пока никому не удавалось. Мы с вами еще ждем, а там проезд недавно на рупь подорожал, проездные для граждан теперь 280 рублей, для студентов - 150.

Буханка «Дарницкого» у соседей стоит 10 рублей 70 копеек, а за «Нарезной» батон просят 10 рублей 85 копеек. Долги по зарплатам на тамошних предприятиях имеются и старые, допутинские, и совсем свежие. Коммунальщики бастуют, расходы на здравоохранение и культуру урезаются. Рождаемость растет, но, как и у нас, умирают все-таки больше.

Каждый третий житель Вологодской области в возрасте до 30 лет - безработный.

Перечислять беды и проблемы жителей Вологодской области можно долго. Живем в одной стране, и болячек общих у нас хватает. Но жить надо. Я всегда буду помнить историю семьи, которая, получив

2-комнатную квартиру от предприятия, сразу же встала в очередь «на расширение». В ожидании «трешки» покупалась, но не распаковывалась мебель, не тратились время и деньги на благоустройство имеющейся квартиры. Зачем? Ведь скоро переезжать! Вот получим новую квартиру, тогда и заживем. Дождались. Новоселье справили через 17 лет. Только представьте себе: 17 лет на чемоданах!

О чем это я? Давайте жить здесь и сейчас, строить планы, но не забывать обустраивать свой дом, свою жизнь. И чуть больше оптимизма и веры в завтрашний день.

Елена ОГОРОДНИКОВА