Александр Школьник о ностальгии, вседозволенности и будущих проектах
Визитная карточка почетного гостя фестиваля детской прессы «Голос моря» может включать немало титулов: главный продюсер детского вещания Первого канала, президент Лиги юных журналистов, кандидат педагогических наук. Но для тех, кто следит за творчеством начинающих репортеров и их наставников, достаточно будет имени: Александр Школьник. В самом деле, трудно не заметить автора замечательных телевизионных «Шпаргалки» и «Новостей для молодых»...- Александр Яковлевич, на ваш взгляд, как на нашем ТВ идут дела с вещанием для детей?- Нерадостно, мягко говоря. Подсчитано, что в Москве в прошлом году из 16 каналов детское вещание вели только шесть. Главным образом показывают мультики. Программы собственного производства в среднем составляют лишь шесть процентов от общего вещания. Есть, конечно, оговорки в лицензионных соглашениях, требующие большего «удельного веса» детских передач, но практика обычно расходится с теорией. Возникают, скажем, трудности экономического плана - из-за того, что детские программы, по закону, нельзя прерывать рекламой. Все же у нас, на Первом канале, с год назад озаботились этой проблемой. Конечно, и ранее велась работа, но она одно время крайне осложнилась после гибели Сергея Супонева - какое-то время просто никто не мог прийти в себя. Теперь же появилась специальная концепция, периодически запускаем «пилоты» новых программ, а в новом телевизионном сезоне - с осени - думаем осуществить уже серьезную работу.- Поделиться деталями, наверное, пока не можете?- Не могу. Но, в общих чертах, речь идет о некоем ежедневном часе детского эфира. В идеале следовало бы охватить все возрасты, давать блоки и информационные, и познавательные, и развлекательные - по принципу «Развлекая, обучай». В общем, как говорил Ролан Быков, «как для взрослых, только лучше».Мы устроили недавно своеобразный круглый стол «Детское телевидение: движение вперед» с участием ученых - педагогов, психологов, социологов. Специалисты были самые авторитетные - из МГУ, РАО. Была выказана идея - создание при каналах общественных экспертных советов, которые бы оценивали продукцию, предназначенную для детей, и могли бы рекомендовать или не рекомендовать то или иное...- Демократическая общественность закричит, что вводится цензура!- Интересные ребята. Демократия вседозволенности не означает. То, что ребенок видит, не должно наносить ему вред, разрушать его внутренний мир - вот это должно быть главным...- Но что такое хорошо и что такое плохо для детского восприятия? По-видимому, чтобы можно было «не рекомендовать», нужно руководствоваться объективными критериями. Есть ли они?- На диалоге ведущие специалисты говорили о научно обоснованных критериях.- А практически это осуществимо?- Ничего невозможного нет. Главное, чтобы были четко определены функции такого совета. И чтобы желание работать в этом направлении было.- И все-таки, какие конкретные черты будут отличать детские программы будущего? Зрители старшего и среднего поколения ностальгируют по таким передачам, как «АБВГДейка» или «В гостях у сказки».- «АБВГДейка», кстати, выходит - на «ТВ - Центр». И советские фильмы для детей на экранах есть, просто их ведут большей частью каналы второго эшелона. Но ностальгия пройдет. Есть огромный мир детства. Нужно не поучать детей, не напутствовать, это все могут, а именно общаться с ними. Это особенно важно, потому что психологи говорят о феномене «мерцающих родителей», которые с собственными детьми практически не общаются; в среднем в стране мамы и папы проводят со своими чадами лишь по 10-15 минут в сутки!Сейчас надо думать и о том, как нынешние дети будут жить в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства. О том, как научить их ориентироваться в этих колоссальных объемах информации; уже сейчас актуально заботиться о том, как оторвать «продвинутых» детей от Интернета, где некоторые из них проводят все свободное время.- Может быть, это все-таки еще не очень актуально - из-за материальных причин, скажем?- Прогресс развивается очень быстро. Вспомните, какой экзотикой казались мобильные телефоны еще лет пять назад.- И Сеть уже в ближайшем будущем начнет вытеснять телевидение?- Традиционное телевидение останется - как литература, театр, другие традиционные виды искусства. Наверное, там сохранится только чистое «развлекалово» - даже сугубо оперативное информирование возьмет на себя Интернет. Он уже сейчас это делает...- То есть старый опыт детского вещания вряд ли удастся применить?- Всем накопленным опытом надо пользоваться. Но нужно еще понимать, что мы живем уже в другой стране и в других условиях.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!