Вечерний Северодвинск
Номер от 1 апреля 2004 г.

По улицам гуся водили
Достать билет на «Северное смеяние» всегда было большой проблемой

Мой собеседник - человек в городе известный: журналист, историк, кинорежиссер, заместитель редактора газеты «Корабельная сторона», бессменный ведущий и идейный вдохновитель городских праздников юмора и смеха «Северное смеяние» Олег Химаныч.

- Олег, нас с тобой в те далекие годы судьба повязала именно этим праздником. Сколько же лет ты стоял у руля юмористического сумасшествия?

- Девятнадцать. Первый раз мы вышли на сцену в 1978 году, а простились со зрителем в 96-м.

- Мне довелось участвовать, как минимум, в десяти юморинах.

- У меня такой статистики по тебе нет, но вот самые яркие твои работы могу назвать. В четвертой - «По улицам гуся водили», в шестой - «Кому нужен тридырон?», потом в составе «Автографа»... Собственно, вся самодеятельность города расцвела именно на юморине.

- Значит, праздник задумывался как юморина. Тогда их было две на всю страну - в Одессе и в Северодвинске. Мы стали называться «Северное смеяние». У этого слогана есть автор?

- Безусловно, как и у эмблемы праздника - на фоне северного сияния веселый Умка держит в руках большую первоапрельскую единицу. Название придумала Нина Быкова, она тогда представляла в оргкомитете комсомол «Звездочки». А эмблему создала художница Татьяна Токмашова. Когда наша юморина приобрела популярность, были с символикой и неприятности. Некоторые самовольно выступали под нашей эмблемой, а потом разочарованные зрители предъявляли претензии нам. Не раз приходилось отстаивать свое авторское право.

- Олег, как ты можешь наблюдать, сейчас активно коммерциализовался КВН. Будучи когда-то доброй, веселой, озорной игрой-соревнованием, он превратился в значительную ветвь шоу-бизнеса. А вот ты девятнадцать лет недосыпал, может быть, недоедал, тратил свои нервные клетки совершенно бескорыстно. Что тобой двигало? Окупались ли твои хлопоты зрительской благодарностью?

- Сегодня юморина для меня - это воспоминание юности. Все, кто принимал участие в праздниках, никогда не задумывались о какой-то корысти. Более того, выступить на «Северном смеянии» было престижно, и далеко не всякий коллектив получал на это право. Я лично принимал каждый номер, чтобы он был по-настоящему веселым, неожиданным, апрельским.

Уже со второй юморины я понял - одной самодеятельностью праздник не вытянуть, необходимо привлекать профессионалов. Собственно, «профи» были и в первый раз. Помнишь популярнейшие «Биармы»? Тогда они исполняли первую пародийную рок-оперу «Переучет». Я поставил профессионалам цель задавать тон всему шоу, чтобы самодеятельность ориентировалась на их уровень.

В последних юморинах уже можно было говорить о настоящих мастерах - Андрей Менц, Володя Кремер, театр «Автограф», Валерий Охапкин с «Диапазоном», потом появился джаз-банд... Но еще раз подчеркну, что все работали бескорыстно. И все же сегодня не покидает ощущение, что юморина лично для меня оказалась делом неблагодарным. Оставлю эту тему без комментариев.

- Но зритель-то принимал нас на ура.

- Когда мы заканчивали последний концерт и прощались до новых встреч, зрительный зал поднимался и устраивал настоящую овацию. Это дорогого стоит.

- Есть поговорка, что раньше и снег был белее, сахар слаще и молодые моложе. Как ты, Олег, оцениваешь сегодняшнее состояние юмора в нашем городе, вообще в стране, если говорить о телевидении и о «юморных» гастролерах?

- Выскажу субъективное мнение. Очень много пошлости. Поражаюсь, как на телевидении пропускают это. Не могу смотреть на Петросяна, поперек вкуса и Евдокимов. К несчастью, большинство зрителей все это воспринимают как должный юмор. В КВНах встречаются кое-какие блестки юмора, но большие деньги, стоящие за Масляковым и компанией, раскрутка ТВ склоняют талантливых людей к дурновкусию. Вспомни студенческий театр «Повесы» из втуза. Они бы не уступали сегодняшним лучшим командам КВН, а кое-кому бы и фору дали. Потому что вдохновение не продашь и не купишь. «Повесы» именно этим покоряли зрителя. Был хороший актерский кураж. Именно на нем строилась вся юморина. И еще время для самодеятельности было золотое: народный театр, музыкальные, танцевальные коллективы, СТЭМ... Юморина просто не могла не появиться именно в Северодвинске, щедром на таланты.

- Как-то приезжали гости из Архангельска. Позавидовали и сказали: нам такого не сделать. А что же мешает? Съездил, посмотрел, - действительно, их коллективы с нашими не сравнить. Это я объективно.

- Олег, а почему проведено только девятнадцать юморин?

- Почувствовал, что время уходит, многое разладилось в самих людях. И тогда решил не вытягивать праздник искусственно. Пусть он лучше останется в городе ярким весенним воспоминанием. Что, в общем-то, и произошло. Решение далось нелегко, но уходя - уходи.

- В каждом из выпусков присутствовал определенный «гвоздь». Какие «гвозди» запомнились тебе больше других?

- У нас впервые появился жанр пародийной рок-оперы. Мы ставили сцены из городской жизни, события, которые у всех были на виду и на слуху. В «Смехотворной пятнице», которую я вел в газете, публиковались фельетоны, которые мы впоследствии переводили на сцену. Я уже вспоминал «Переучет», потом «По улицам гуся водили», «Ехал в фургоне желтый чемодан», «Кому нужен тридырон?». Самым ярким был «Гусь» по одноименному фельетону.

- Напомни для читателей в нескольких словах сюжет.

- В фельетоне говорилось о том, как ведут себя северодвинцы в командировках. Скажем, группа работников предприятия «Арктика», будучи в Николаеве, купила гуся, повязала ему бантик и водила по улицам. Развлекались так. Потом была сцена, как работник северодвинского предприятия по пьянке падал в петергофский фонтан. Помнишь, этот эпизод именно ты и играл. Другой работник Севмаша, посланный в Севастополь, укусил официантку «за верхнюю часть бедра». Именно так говорилось в милицейском протоколе. Ну, эпизод, когда северодвинцы летели в командировку на Дальний Восток, скинулись, погуляли в самолете, вызвали командира экипажа (Героя Соцтруда, кстати) и потребовали... сделать мертвую петлю. Восторг от оперы был полный. Особенно, когда на сцене появился живой гусь.

- Кстати, где его взяли-то? В Северодвинске они вроде не водились.

- Купили на станции Синега Вельского района. Мы с моим помощником Юрой Колесовым специально съездили туда. Гуся назвали Николаша (эпизод-то происходил в Николаеве).

- Какова постконцертная судьба пернатого артиста? Неужели съели?

- Ни в коем случае. Мы передали его на ТЭЦ-1, там была теплица. Николаша долгое время пощипывал круглый год свежую травку. Ну кто еще был на сцене? Собак водили часто. Как-то «Запорожец» разъезжал по площадке, один раз две натуральные моторные лодки задействовал. Прямо как в Большом театре. Только лошадей не было.

- Как же автомобиль-то появился на сцене?

- Двенадцать бравых студентов взялись дружненько и подняли автомашину звукорежиссера Кости Клинова на декорационный пандус. Потом так же бережно и сняли. Я как режиссер всегда поощрял любую инициативу, но следил за тем, чтобы она не вылилась в пошлятину.

- Каждая юморина не была похожа на другую. Сколько же всего представлений было показано за все годы?

- За девятнадцать лет мы на разных площадках выступили около ста раз. Рекордсменом стала пятнадцатая юморина. Мы дали одиннадцать концертов. Начинали с двух представлений, потом было три, пять, восемь. Но вот одиннадцать - только раз. И все одиннадцать - аншлаги.

- Все это время на гребне эйфории?

- Был успех, бывали и неудачные выступления. Как в любом деле. Мне иногда снится, что пора начинать юморину, открывать занавес, а что-то важное еще не готово. Страшное видение.

- Олег, каждый год на юморинах зрители видели и новый фильм.

- Да, это еще один наш «пунктик». Хорошо, что ты напомнил. К самой первой юморине Женя Баранов из «Северянки» снял ленту «Сюрприз» по твоему сценарию. Эффект был потрясающий, отличные актеры - Володя Кычин, Миша Миселя... А потом кино стало ежегодной традицией. Помнится, в моем фильме «А у нас во дворе...» и ты сыграл со своей женой.

- Был такой грех.

- Вернемся к сегодняшнему дню. Меня время от времени приглашают на КВН в жюри. И бывает стыдно за молодых исполнителей. Они позволяют выйти на сцену неподготовленными. Самое ужасное - им не стыдно! Мы же никогда не позволяли себе «халявы». Репетировали до трех-четырех утра, а в полдень появлялись на сцене во всеоружии.

- Олег, а кто тебе помог стартовать на этом нелегком поприще?

- Я очень благодарен городскому отделу культуры в лице Раисы Абрамовны Скибинской и городскому комитету комсомола. Именно они в свое время поверили в меня и поддержали идею. Кстати, в прошлом году, когда «Смеянию» исполнилось 25 лет, я с большим удивлением прочел в «Северном рабочем» о том, что именно эта газета была инициатором праздника. Это не так...

- Цензура содержание праздников отслеживала?

- Никогда! Ни цензура, ни городской комитет партии не чинили нам препятствий. Разве только раз, после блестящего «Собрания на ликеро-водочном заводе» Жванецкого, где начальника транспортного цеха сыграл ты сам, ко мне подошел «ответственный товарищ»: «Вы понимаете, что делаете? Это же пародия на социалистическое соревнование!..» Действительно, пародия. Чего мы и добивались.

- Олег, сегодня 1 апреля, всемирный День дураков. Можешь навскидку шутку или анекдот «от Химаныча»?

- «И лежал на печи Илья Муромец тридцать лет и три года. И не знала до того Русь Святая такого похмелья...»

- Олег, спасибо за вечер воспоминаний.

Ностальгировал дуэтом Александр ГУЗНИЩЕВ