Вечерний Северодвинск
Номер от 23 марта 2004 г.

Сергей Беликов: А «свечного заводика» нет
На педагогическом фронте известный певец понес одно поражение

Заслуженного артиста России северодвинцы встречали как доброго друга. Многие из песен, записанных им в разные годы, стали настоящей классикой советской эстрады. И на воскресном концерте в ЦКиОМ они как бы возвращали зрителей в годы их юности и молодости. Шквал аплодисментов раздавался после каждого номера.

Футбол и ТВ

В середине концерта Сергей Беликов, взяв у музыки тайм-аут, отвечал на записки из зала. Вот некоторые из них.

- С какими композиторами вы работаете в настоящее время? Есть у вас собственные песни?

- На протяжении многих лет своей музыкальной деятельности я общался с разными композиторами и поэтами - это Давид Тухманов, Вячеслав Добрынин, Борис Емельянов, Леонид Дербенев, Александра Пахмутова, Юрий Антонов. Часть песен, ставших популярными, принадлежит и мне.

- Как и когда вы пришли на сцену?

- Моя концертная деятельность началась в конце 60-х на танцплощадках подмосковного города Красногорска, где я родился. В 1970 году меня пригласили работать в Москонцерт. Все 70-е и половину 80-х годов я посвятил работе в ансамблях «Самоцветы», «Веселые ребята», а с группой «Аракс» мне посчастливилось работать в знаменитом московском театре имени Ленинского комсомола, где Марк Захаров осуществил постановку музыкальных спектаклей «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и рок-оперы «Юнона и Авось». С 1985 года выступаю как солист.

- Знаем, что вы увлекаетесь футболом, выступаете в команде звезд российской эстрады «Старко». Вы продолжаете этим заниматься?

- Как ни странно, команду звезд российской эстрады создали... итальянцы. В 91-м году из Италии поступило предложение о проведении международного матча между сборными артистов России и Италии. К тому времени у них такая команда существовала около восьми лет. В нее входили Тото Кутуньо, Рикардо Фолья, Пупо и другие звезды. Инициатором создания нашей команды стал Владимир Пресняков-старший. 2 мая 1992 года в Лужниках мы приняли итальянских коллег и обыграли их со счетом 3:0. Причем все три гола забил я... С той поры выступили на спортивных аренах 150 городов, а на моем «лицевом счету» более семидесяти забитых мячей.

- Вы зарабатываете только концертами или у вас есть дополнительный заработок?

- Признаюсь: своего «свечного заводика» у меня нет.

- Почему вас не видно на телевидении?

- Телевидение - это часть российского бизнеса, а вы сами знаете, каков он сегодня. На TВ образовался клан артистов, которые кочуют с канала на канал по всем передачам. Попасть за «красные флажки» можно лишь при наличии значительной протекции или серьезных денег. Мне такая суета не по душе.

Жадность и фабрика марионеток

После концерта, продолжавшегося около двух часов, Сергей Беликов пригласил журналистов «Вечернего Северодвинска» в гримерку.

- Сережа, большое спасибо за ваше выступление. Вы так же молоды, обаятельны, спортивны, подвижны... Тридцать лет на эстраде - время, когда можно говорить о настоящем творческом долголетии. Что помогает вам сохранять такую прекрасную сценическую форму?

- Помогает жадность в хорошем смысле слова, желание как можно дольше оставаться на сцене. Я еще не напелся, не навыступался, мне дорога любовь слушателей, их интерес... За такие вещи стоит бороться. На сцене усталости для меня не существует.

- В одной из давних публикаций о вас, кажется, в «Собеседнике», прозвучала такая мысль: «Сергей Беликов считает своей педагогической удачей, что дети не пошли по его музыкальным стопам». На сегодняшний день это действительно так? Чем занимаются дети?

- Признаюсь, что на этом педагогическом фронте я потерпел одно поражение. Мой третий сын, младший, все-таки стал музыкантом. В последнее время он сильно увлекся практической музыкой. Он барабанщик в одной из многочисленных малоизвестных рок-групп, но занимается очень серьезно.

- Ваша слава ему помогает в этом?

- Нет, моя слава не может мне самому помочь во многих вопросах. Как же я могу ему помочь, если это совершенно другой мир, иной «формат» - андеграунд, тяжелый рок, вообще - другое поколение.

- Сергей, вас по праву считают одной из звезд российской эстрады. Ваше отношение как человека, как артиста к таким проектам, как «Фабрика звезд», «Стань звездой», «Народный артист»? О каком конвейере талантов можно говорить, если за каждой настоящей звездой стоит судьба, и зачастую - очень непростая, повседневный изнурительный труд.

- Не нужно мне такой вопрос задавать «как человеку». Могу ответить на него как артист, музыкант. Эти проекты - очень тревожная тенденция. Ни для кого не секрет, что форма этих шоу позаимствована с западного телевизионного рынка. Там действительно из народа народом выбираются артисты. Но на Западе совсем другой механизм. Там победители в лучшем случае могут попасть на контракт и попытаться сделать первые шаги.

Трагедия российского шоу-бизнеса заключается в том, что владельцами этих передач являются телевизионные магнаты и по совместительству - сопродюсеры этих артистов. Представляете, какая происходит смычка интересов? Они говорят: «Для нас это только телеигра». Неправда, эти воротилы очень заинтересованы в дальнейших турах, в продвижении своих артистов, которые становятся марионетками и дойными коровами для небольшой кучки людей. А у этой кучки мощнейшие рычаги. Они могут обеспечить «пластмассовым» артистам просто безудержный пиар, который ни один из нас не может получить, пройдя всю свою артистическую жизнь.

Взять любые спонсорские вливания, и то такого не получишь, что имеют молодые как базу в этих телевизионных проектах. Чудовищный карт-бланш. Таким образом, коробится сама система ценностей: как, чего ты в этой жизни добиваешься. Продаются и гибнут души совсем молодых людей.

- Сергей, спасибо за эту встречу, новых успехов вам на сцене, в семье и... на футбольном поле.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ