Вечерний Северодвинск
Номер от 23 марта 2004 г.

Всегда «потом»
После выпуска новостей уже который раз перед глазами долго стоит яркое пятно ковра. Стена разрушенного подъезда и где-то наверху ковер - все, что осталось от жилой комнаты.

В Северодвинске тоже было неспокойно. Люди жаловались на запах газа, но это не газ, это запах беды, отчаяния и растерянности. Безобидный рекламный ролик Газпрома раздражает: кто ж это такой умный вместо газа огонь по трубе до самой кухонной печи пустил?

Уже не удивляют и не пугают звонки о бомбах в школе. Но шутить в такой момент, сообщая о трех заминированных жилых домах!.. Мэр в студии ТВС выглядел спокойным (чего стоило ему это спокойствие, мы, наверное, никогда не узнаем), но, перечислив все предпринятые меры, успокаивать горожан не стал: «От терроризма никто не застрахован».

«До и после войны», «до перестройки»... Многие из нас теперь будут делить жизнь еще и на «до и после взрыва в Архангельске». Новость номер один на всех каналах, потом номер два, потом все сошло на нет...

Всю неделю отовсюду шли соболезнования. Как бы душевно и правильно ни подбирались слова, они никого не утешат, но их пишут и произносят, и это правильно. Неправильно, когда этих слов мы так и не услышали от того, кто на выборах получил в Архангельской области 77 процентов голосов, гарант наших с вами конституционных прав. Занят? Есть дела поважней? Помните знаменитое путинское: что случилось с лодкой? Она утонула. Вот так: просто и без затей и с подъездом дома на Советских космонавтов: он рухнул.

На НТВшной «Свободе слова» Архангельск - даже не для антуража, так, декорация к разговору о безопасности граждан. Но разговора у собравшихся на развалинах в Архангельске и в московской студии не получилось. Ведущий объяснил, что его проинструктировал Вешняков, мол, в регионе непростая политическая ситуация. Бог с ней, политикой! «У вас ведь тоже есть газ, есть вентили и трубы во всех городах, а вы про Англию, Испанию, Афганистан. То, о чем вы говорите, это, конечно, кому-то очень интересно. Но нам то что до этого? Нам отсюда на вас смотреть очень сложно», - пытались докричаться и быть услышанными из Архангельска. «Есть здесь представители газовых служб?» Савик Шустер отмахивается: «Нет, насчет газовых служб - это потом...» Опять потом? Всегда потом! Остается ждать, где и что произойдет в следующий раз?

Елена ОГОРОДНИКОВА