Вечерний Северодвинск
Номер от 16 марта 2004 г.

Разрулить ситуацию. На льду и снежной каше
Ноги разъезжаются на льду, чуть припорошенном снегом. А каково по скользкой дороге ездить - лишний раз распространяться не надо: каждый автолюбитель знает. Но чтобы выкатиться на чистый лед добровольно...

На залитом стадионе «Энергия» три легковые машины конкретно заносит. Но так, оказывается, и задумано. Вернее, задано инструктором: упражнение называется «движение в постоянном управляемом заносе».

Контраварийная ледовая подготовка - этот курс проводит Вацлав Гроховский. Мастер высшего класса прилетел из Петербурга по приглашению северодвинских автоинструкторов Николая Стахеева и Алексея Минина.

Это не экстрим

В Питере школу высшего мастерства Гроховских представлять не надо: «сарафанное радио» давно прославило ее, старейшую в городе. Главный преподаватель - супруга Гроховского Галина. Сам Вацлав в автоспорте с 1982 года. И в общем-то, основная его деятельность - подготовка спортсменов, а не «контраварийка»: Гроховский ни много ни мало тренер сборной Санкт-Петербурга по авторалли, настоящая легенда.

...Легенда похлопывает по бокам рукавичками, согреваясь от холода.

- Эти курсы - своего рода экстрим? - иного при виде машин, которые делают круг боком так, что ледовая крошка летит из-под колес, предположить не могу.

- Да нет. Скорее базовая подготовка, поскольку включает в себя элементарную водительскую грамотность. Кстати, наша школа вождения, которой в следующем году будет десять лет, с контраварийной подготовки и начинала. К сожалению, почему-то народ у нас не самым ответственным образом относится к обучению вождению автомобиля. Хотя курсы эти, по идее, должен пройти каждый водитель со стажем от полугода.

Мужчин оставив позади

Курсы идут нескольких дней. Сначала, как и положено, теория - кинематика движения автомобиля. «Мы и не думали, что физика может быть такой интересной», - удивлялись северо-двинские слушатели. На тренажерах - обучение правильным хватам, технике быстрого руления, правильная посадка.

И наконец, выезд на лед. Чтобы справиться с машиной в аварийной ситуации, нужно вначале в этой ситуации оказаться. Лучше - намеренно и под наблюдением опытного инструктора.

- В аварийных ситуациях, говорят, женщины теряются, - хочется побыть чуть-чуть каверзной. Тем более разглядев за рулем «Фольксвагена» даму. - Это правда?

- И женщины, и мужчины на дороге ведут себя по-разному, - не поддается на провокацию Вацлав. - А вообще, странные вы люди, журналисты. Вы же сама девушка, а подвох все равно стараетесь найти. Не получится: к женщинам за рулем я отношусь исключительно с уважением. Да и как может быть иначе, если моя жена - мастер спорта международного класса по ралли. К тому же в моей практике были женщины, которые ездили намного круче мужчин. На одном курсе так получилось, что собрались в основном мужчины на иномарках. И с ними - женщина лет шестидесяти на «семерке», которая явно не вписывалась в общую картину. Но на итоговых зачетах дама показала класс, оставив всех мужиков позади.

Забегая вперед, скажем, что на зачетных соревнованиях та самая Елена на «Гольфе» заняла второе место!

Асфальт ошибок не прощает

Вацлав собирает по стадиону треугольные оранжевые фишки и переставляет их для следующего упражнения: сейчас машины будут выполнять на льду «змейку». Опять же двигаясь в управляемом заносе. Представляю, насколько легко им придется летом. Но курсы летней подготовки - это, оказывается, следующий этап, уже для самых «продвинутых» водителей.

- Странно. Летом ведь ездить проще?

- Наоборот, опаснее: асфальт ошибок не прощает.

- Значит, будем ждать вас в Северодвинске снова, на летние курсы?

- У нас в Питере легче решить вопрос с местом для тренировок: есть загородная трасса, где занимаемся с учениками активным стилем вождения.

- Активным - то есть агрессивным?

- Нет. Активный - значит близкий к спортивному стиль вождения. Он больше подходит для загородной езды. Такого вождения требуют машины по триста лошадиных сил, с полным приводом.

Как раз такой автомобиль - джип подъехал в этот момент на тренировочную площадку. Поскольку полноприводные машины ведут себя по-разному, с ними занимаются поодиночке.

Машину купишь, мастерство - нет

- Слышала про новую моду на уличные автогонки в Москве и Питере...

- Стрит-рэйсинг?

- Точно. Вы, профессионал, как к ним относитесь?

- Как человек, фанатично преданный автомобилю, могу их только приветствовать. Иногда, конечно, такие уличные гонки принимают уродливые формы. Но в целом это движение популяризует автомобильный спорт.

- А самому участвовать в уличных гонках доводилось?

- Было дело. На соответствующем автомобиле, конечно. Все получилось случайно. Приятель давно мечтал о «Мицубиси Лансер Эволюшен-6». Мы съездили с ним в Москву, нашли этого «японца». Вернулись на нем в Питер под вечер, а там на кольцевой как раз стрит-рэйсинг начинался. Двести участников, пять тысяч зрителей...

- Кто победил?

- Победили, - улыбается Вацлав. - Но... с другой стороны, это в первую очередь гонка автомобилей, а не людей. Машину можно купить, водительское мастерство - нет.

...Чего-чего, а водительского мастерства у северодвинца Евгения Прокопчука после курсов повышения квалификации точно прибавилось. Хоть за рулем он уже лет семь-восемь, но пределов автосовершенству нет. Опустив стекло своего «Мерседеса», Евгений признался:

- Раньше чувствовалось иногда, что профессиональных навыков не хватает. Теперь более-менее понятно, как вести себя в сложной дорожной ситуации.

Да уж, после заносов на ледовом поле любой занос на снежной каше уже не страшен: разрулишь и выправишься!

Вацлав Гроховский улетел домой, но обещал вернуться. А курс контраварийной подготовки в Северодвинске теперь будут проводить наши автоинструкторы Николай Стахеев и Алексей Минин и водитель-наставник Павел Филькин.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА