Вечерний Северодвинск
Номер от 7 марта 2004 г.

Нелли и ее команда
На душе хорошо, и душа поет...

Это слова из «Персидского марша» Иоганна Штрауса, которым откроется программа, посвященная 40-летию мужского камерного хора под управлением Нелли Кондратенко. Время и место известны: праздник начнется 20 марта в 16 часов в родном для коллектива большом зале ДКиС Ленкома. А строчка о поющей душе - чем не девиз всего пути хора?

Этот большой, сорокалетний «концерт» в далеком 1964 году начинал не «Персидский марш», а знаменитая «Сулико». С ней хор вышел на самое первое свое выступление - в одном из отделов Севмаша. Причем не обошлось без курьеза, о котором и сейчас с улыбкой вспоминают ветераны коллектива Дмитрий Михайлович Данилов, Леонид Егорович Карельский, Рудольф Иванович Семушин, Леонид Иванович Сидоров. Настроение у зрителей и артистов было отличное, предпраздничное - канун 8 Марта. Песня звучала, ширилась, лилась: «Долго я бродил между скал, я могилу милой искал...» И вот тут кто-то из слушателей, видимо, о Международном женском дне вспомнил. И как засмеется! Что потом? Скажем так: цепная реакция - понятие не только из ядерной физики...

А дальше, в последующие десятилетия, были другие номера - более ста. Советские, революционные песни, и обработки русских народных, и русская классика, и духовные песнопения (их можно слышать ежегодно на концертах к Пасхе или Вербному воскресенью; исполнение отмечали похвалами и северодвинские священники, и владыка Тихон). На праздничном концерте мы услышим небольшую часть репертуара - около десяти номеров.

Вот уже 23 года «командует» всей этой мужской компанией хормейстер Нелли Кондратенко, сейчас помогает ей блестящий концертмейстер Мария Шаманина. Ничуть не пытаясь умалить заслуги замечательных первых руководителей - Зои Михайловны Феликсовой, Розы Васильевны Вербицкой, Галины Петровны Назаровой, сами певцы говорят, что нынешним уровнем капелла обязана именно Нелли Николаевне. Под ее началом хор прибавил к званиям народного академического коллектива и дипломанта Всесоюзного конкурса 1967 года в Магнитогорске еще и награды Всесоюзного конкурса 1989-го и особенно международного фестиваля «Поющее мужское братство» 1995 года в Калуге. В 1981 и 1982 годах выступали на Собиновском фестивале в Ярославле - с большим успехом и огромной пользой для себя: там удалось общаться с оперными певцами, народными артистами Союза - Артуром Эйзеном, Борисом Морозовым, Юрием Марусиным, Алексеем Масленниковым. В сопровождении симфонического оркестра мэтры исполняли сольные партии из опер, наши певцы - хоровые. «Фауст», «Князь Игорь», «Риголетто» - последняя прозвучала практически полностью... А помимо музыки, сыграли еще и в футбол с ветеранами ярославского «Шинника», вничью сыграли! Такое тоже не забывается!

Спорт мы упомянули неслучайно. Талантливые люди, говорят, талантливы во всем. Тот же Рудольф Семушин в свое время выступал за легкоатлетическую команду клуба «Север», Леонид Карельский серьезно увлекался и легкой атлетикой, и лыжами. Леонид Сидоров - первый в области судья республиканской категории, а его брат Юрий - мастер спорта СССР по боксу... Так же разнообразны и успешны певцы в работе. В основном перед нами выступают нынешние или уже ушедшие на отдых работники Севмаша и «Арктики», но есть и студенты, и педагоги. Однако их всех связывает общая работа - в хоре.

Работа нешуточная. Тем более что музыкальное образование лишь у одного-двух певцов, остальные постигали здесь все с азов. Осваивали нотную грамоту, многоголосье. И успешно!

Впрочем, гладко все только на бумаге и еще в восприятии зрителей. Руководитель хора на репетиции гораздо чаще бывает недовольна, чем благодушна. То и дело раздается: «Не рвите звук! Стаккато «липкое» должно быть!.. Нет, вы мне крылья обрезаете! Грубо получается, как Буратино поете!» И даже: «Вот возьму палку и стучать буду!» Нечасто услышишь от нее похвалу - например такую: «Здесь я ни за что не боюсь... Кроме первого аккорда!»

Нелли Николаевна снова замолкает и дает знак петь. Шестнадцать мужчин, смирно сидящие в тесном кабинетике хора, начинают дружно и мощно. Руководитель дирижирует, а мне, единственному стороннему наблюдателю, кажется, что она еще и играет на каком-то удивительном инструменте: ее чуткие, подвижные, очень музыкальные пальцы словно бы перебирают невидимые струны, которые отзываются сильными человеческими голосами...

В общем, надо работать и работать, прежде чем облаченные в строгие фраки певцы в очередной раз заслужат - можно ли сомневаться? - наши аплодисменты. Скажу больше, выдав маленький секрет: капелла надеется, что некоторые номера пойдут на бис. А мы, зрители, тоже постараемся! Если «на душе хорошо, и душа поет...»

Алексей ЯНИН