Вечерний Северодвинск
Номер от 26 февраля 2004 г.

«теПя и жыРик»
В третий раз логопед Вера Олонцева подтвердила свою высшую категорию

Мы знаем, что «жи», «ши» пишется строго через «и». Но это - вовсе не грамматическое хулиганство, а заимствованный заголовок из необычного учебника «Учись читать, малыш!». Первоклашки Олонцевой быстренько переводят анаграмму на русский язык: «Петя и Рыжик». А теперь вы попробуйте: «ришохо мизой киньде».

- Здравствуйте, Вера Арсеньевна! - букву «р» я только пишу правильно, а вот звучит она у меня не очень. Поэтому можете представить, каково выговаривать это сплошное «рыканье» в телефонную трубку, когда на другом конце провода - логопед. Минут через пять слышу ободряющее: «У вас хорошая наполняемость фраз... Приходите».

Культ Сибири и труда

- Я думала, выйду навстречу, высокая, строгая, и скажу: «Сначала мы перед зеркалом сядем и займемся вашим звукопроизношением», - спохватывается Вера Арсеньевна, но уже поздно. А мне удалось выполнить свой зарок: увидев перед собой красивую женщину, прикусываю язык, чтобы удержаться от комплимента. Потому что заранее была предупреждена: «Не надо мне подыгрывать!». Действительно, шестьдесят четыре года - какая ерунда для сибирячки.

Ее в детстве дразнили Ангариной, в честь любимой своевольной реки. А есть еще Байкал, город детства, юности и мечты всей взрослой жизни - Иркутск. Но муж-конструктор сказал: «Из Северодвинска мы ни ногой!» Вот уже сорок лет они встречают здесь Новый год только по иркутскому времени, в 19.00. И еще есть утешение: «Когда умру, меня сожгут и развеют в сторону Ангары».

- В нашем доме культ Сибири и труда, - показывает хозяйка квартиру, - и все в теплых тонах, никакого синего цвета, если только случайно - на корешках книг. Да, в тех краях тоже мороз под сорок градусов, но, извините за неграмотное слово, ничего тебе склизкое под пальто не залезает. А летом солнца больше, чем в Сочи. Да, в Байкал не нырнешь - обожжет, но рядом с ним ты освежишься. На цветок незабудку посмотришь - никогда ее не забудешь. А здесь все какое-то неискреннее. Не прижилась... Но Бог дал - детям и внукам на этой земле хорошо. Ее обязательно нужно похвалить. Двину, хоть она, по сравнению с Ангарой, и «постное масло», нельзя не уважать - трудяга река. Только все равно желтая... Внуков в Иркутск возила, не только чтобы посмотрели на город декабристов, но чтобы и крикнули удивленно, увидев в ванной голубую воду... Бабушка я, кстати, хорошая. И логопед тоже. Думаю, Бог не обидится, если скажу: логопедию знаю чуть-чуть хуже его. Сегодня, кстати, вручили мне в школе приказ о подтверждении высшей категории.

«В гневе я шепчу»

Но сначала о главном. Надя-студентка и Ваня-десятиклассник - хорошие внуки. Иван еще дошкольником радовал бабушку стройностью мыслей. Думаете, зануда-отличник? Ничуть ни бывало - футболист, компанейский парень: «Пока друзья курят, я ноги разрабатываю - вокруг них бегаю».

Из внучкиных «ранних» произведений мне больше всего понравилось нашлепанное на пишущей машинке в три года: «Надя иди спат! А не хАчу».

- Лена с Костей до сих пор любят друг друга «с выпученными глазами», хотя такие разные. Всей семьей в «Автографе» играют, а на выходные обедать - ко мне, - в двух словах объясняет Вера Арсеньевна дочкино семейное счастье. И заслуженно гордится им и ее успехами. - Стала все-таки логопедом, берется за самый жуткий диагноз - заикание, и помогает. А вы знаете, что того, кто найдет способ лечения от него, Нобелевская премия ждет?

Про мужа Геннадия Георгиевича тоже коротко, но с замечательной «наполняемостью фраз»:

- Высшей порядочности человек, прекрасный специалист, хороший дед. Каждое утро всю семейную жизнь приносит мне кофе в постель. Скажи ему, что жена кому-то другому улыбнулась, он ответит: «Я счастливее ее, потому что однолюб».

И чуть-чуть про себя. Если не расставлять акценты, получится так:

- Страшно боюсь зубного врача, терпеть не могу белые ночи, очень люблю баню, Белинского и стихи. Сама пишу.

- А голос часто повышать приходится? - интересуюсь.

- Я всегда громко говорю, а когда в гневе - шептать начинаю.

Недолюбленные

Теперь о работе. Это - два коррекционных класса в школе №25.

- Очень добрая школа, в ней никто ребенка не обидит, - дает Вера Арсеньевна общую характеристику рабочего места, про «частности» разговор особый.

- Спасибо отделу образования, сохранили коррекционные классы для ребят с задержкой психического развития, на четыре года продлеваем в них «сложным» детям детство. Да будь моя воля, оставила бы в городе всего две гимназии, а остальных детей - в такие классы. И, честное слово, своих бы внуков в свое время - тоже. Всего на восемь человек учитель и воспитатель, трехразовое бесплатное питание... Основная масса детей сегодня в этом нуждается. Во-первых, родители сами не очень воспитанны, а во-вторых, влияние всех этих ваших средств массовой информации. И в результате тот, кто был «задержанным» учеником лет сорок назад, может считаться академиком по сравнению с сегодняшними умниками. Очень много детей, которые родились ненужными семьям, они не нужны и государству. Так получается, уж извините. У меня для любого ребенка одно определение (опять не очень грамотное слово) - любленный он или нет. Вы бы знали, сколько детей, обиженных отсутствием времени у родителей, непониманием...

- Но времени действительно не хватает, - и мне есть в чем каяться.

В ответ - азбука умной любви. Сосет молоко кроха из маминой груди, укусил. После двух «У!» пусть он услышит: «Потому что больно». «Потому что»- обязательная в воспитании фраза.

«Ла-душ-ки, ла-душ-ки», - хлопаете в ладоши вместе с карапузом. «Простукивайте» и другие слова, вырастет - никогда не пропустит гласную на письме. Школьник не успевает за одноклассниками? «Ворон считаешь, лентяй!», - кричать готовы. А оказывается, сами виноваты - не научили, пока еще под стол пешком ходил, где лево, где право.

- Это я говорю не только как логопед с сорокалетним стажем, но и как мама и бабушка, проверившая науку на самых близких людях. Вы, кстати, как к картам относитесь?

- Отрицательно, даже в «дурака» не научилась, - удивляюсь неожиданному вопросу.

- А я в свое время получила разрешение от отдела образования со своими ребятами играть в карты. Это прекрасная тренировка ума: цвет, форма, счет...

«Я научу вас... обманывать»

- А я думала, что логопед учит детей только правильно говорить.

- Он в первую очередь должен корригировать мышление. Ко мне и взрослых много обращается. И с заиканием тоже. Говорю им честно: я научу вас... обманывать людей, и они никогда не догадаются, что вы заикаетесь! А уговаривать я умею. Стена имеет мышь, мышь имеет уши, значит, стена слышит! Правильно?

- Да...нет...не знаю.

- Еще говорю: не переживайте, заикается каждый человек. Не знает, что сказать, и начинает безграмотное: «Ну, это, как его». Что делать, когда слов не хватает? Лучше помолчать, подышать.

- Но если привык «сто слов в минуту»?

- Возьмите мячик, бейте им по полу и по слогам на каждый удар: «Ме-ня-зо-вут-О-ля...» Так можно привыкнуть к медленной речи. А еще лучше - на скакалке прыгать.

Я задумалась. Над возможной реакцией своих соседей снизу. Тем временем Вера Арсеньевна перешла к публичным выступлениям:

- Люди боятся выйти к трибуне, потому что не знают, о чем говорить, берутся не за свое дело. Хотя и этот страх снять можно. Я, например, иногда так говорю, что сама себя слушаю.

- Собеседник с дефектом речи вас раздражает?

- В нашей двадцать пятой школе очаровательный завуч, математик Екатерина Трофимовна Красова. Человек, у которого просто нет минусов, которому уже сегодня за его дела памятник можно поставить. Так мне, логопеду (!), ее неправильное «ш» слух ласкает! Звуки - не проблема. Главное - мышление.

Не по годам развиты

Вот на мышлении я, к стыду своему, и прокололась. «Цвет - предмет - род - число», - выстраивает Вера Арсеньевна цепочку тренировки ума. И мне коронный вопрос: «Назовите три предмета треугольной формы среднего рода». Молчу, потом смеюсь, потом сдаюсь.

- Печенье, - предлагаются варианты ответов, - оно ведь бывает разной формы. Пламя свечи какую геометрическую фигуру напоминает? А ведь это задание для ребенка четырех с половиной лет! Не переживайте, многие руководители предприятий, обращавшиеся ко мне, тоже на этом застревали. И вообще, в первый раз не считается, хотя кое о чем говорит.

- Характер у вас, Вера Арсеньевна, непростой, - это я не обиделась - еще до эксперимента вывод сделала.

- Я знаю, что со мной трудно, зато с остальными будет легче. Иногда нужно «задавить» человека, чтобы он потом расцвел.

Степан хоть и кот, а тоже, чувствую, из числа «придавленных». - «Степка, скажи, громыхалок хочешь?» -«Мяу!» - в ожидании «Вискас» с выражением отвечает хозяйке пушистое чудо, почему-то названное ею «плебейской мордой». -«Много хочешь?» -«Мяу, мяу».

Прощаюсь. В ответ:

- А от меня «До свидания» окончательно услышите, когда «Здравствуйте, Вера Арсеньевна» «прорычите» правильно.

Ольга ЛАРИОНОВА