Вечерний Северодвинск
Номер от 19 февраля 2004 г.

«Будьте дома. К вам придут!»
Судя по погонам, на пороге стояли офицеры из НКВД...

23 февраля, в День защитника Отечества, я обычно достаю старые фотографии и вспоминаю, как меня, восемнадцатилетнего парня, мать провожала в Красную Армию.

Шел 1942 год. Группу студентов третьего курса Молотовского судостроительного техникума призвали в военно-пулеметное училище. Фронту были нужны офицеры.

Училище располагалось в поселке Цигломень. Старший лейтенант Шевченко выстроил нас и представил будущего командира - лейтенанта Ивана Михайловича Быкова. В то время он был единственным офицером в училище, награжденным орденом Красной Звезды за боевые заслуги. Его взвод охранял западную границу страны, в первый же день войны вступил в схватку с врагом и отступил только по приказу. В одном из боев Иван Быков был ранен, после госпиталя откомандирован в училище.

Лейтенант был старше нас всего года на три-четыре. Предъявлял высокие требования к курсантам, но и проявлял максимальную заботу о каждом. Вечерами часто заходил в казарму. Курсанты полюбили своего командира, и как-то незаметно уставные отношения переросли в дружеские.

Не дали нам закончить учебу - отправили защищать Ленинград и Сталинград. На прощание мы обнялись с Быковым, и он впервые назвал меня по имени:

- Пиши, Миша, и надейся на встречу.

Сначала письма с обеих сторон шли исправно, потом переписка оборвалась.

Настал 1947 год. Мужики возвращались из армии, входили в мирную жизнь. И была она не для всех такой, о какой мечтали... Вернулся после пяти лет службы в Молотовск и я, стал работать на Севмашпредприятии. В один из вечеров раздался резкий стук в дверь квартиры. Открываю: стоят два рослых офицера, судя по погонам, из органов НКВД. Спросили фамилию и строго отчеканили:

- Не смейте никуда уходить! Будьте дома. К вам придут.

В те годы аресты новостью не были. Сам знал, что не одного работника завода вот так забирали... Стал я мысленно перебирать, чем мог провиниться. С фронта вернулся коммунистом, с множеством наград, за время работы не раз отмечался в приказах директора. Нет, думаю, тут какая-то ошибка.

И снова стук в дверь. Открываю, а передо мной стоит, широко улыбаясь, Иван Быков!

- Ну что, дружище, струхнул? Это тебе наказание, за то, что фронтовых друзей забываешь, скрываешься. Сколько мне пришлось тебя разыскивать!

Всю ночь проговорили с другом. Жил он в Архангельске, служил в органах МВД, стал майором. С той поры мы уже не прерывали своих отношений, до печального дня, когда я навсегда простился с другом, бросив ком земли в его могилу.

Михаил КОЧНЕВ,участник Великой Отечественной войны