Вечерний Северодвинск
Номер от 10 февраля 2004 г.

Да будет бизнес богоугодным
- Креста на них нет, - высказалась бабуля в адрес коммерсантов, узнав о подросшей стоимости своего совсем уж минимального продуктового набора.

- Бога не боятся, - бросил в сердцах владелец обшарпанной «копейки», узнав о новых ценах на бензин.

Спокойно, граждане, все под контролем. И кресты у большинства уже в наличии, и с Богом в скором времени будет полное взаимопонимание. А дела свои бизнесмены будут вести не по понятиям, а исключительно праведно, руководствуясь «Сводом нравственных принципов и правил в хозяйствовании», боясь мук собственной совести и гнева Божьего.

Русская Православная Церковь, в общем-то, отделенная от государства, еще помнит классиков марксизма-ленинизма, которые утверждали, что жить в обществе и быть свободным от общества не получится, а потому решительно заявила о своем участии в государственной политике. И не робко, с оглядкой, а с размахом. Уже первая инициатива ошеломляет масштабом: общественности представлены «десять заповедей предпринимателя». А чего стесняться, «Моральный кодекс строителя коммунизма» тоже не на пустом месте разрабатывался. Зачем, скажите, велосипед изобретать? И не то чтобы «не убий» и «не укради» устарели - так, небольшие коррективы с поправкой на время. Бизнес по-русски - дело многотрудное и настолько запущенное, что одними десятью Божьими заповедями тут никак не обойтись.

Свод растолковывает значение таких явлений, как бедность и богатство, национализация и неуплата налогов, реклама и прибыль.

Например, «передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества». А как вам это: «Бедный же человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышая свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния»? И кого из воротил бизнеса оставит равнодушным такой пассаж: «Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа», а «присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе».

Вот он, оказывается, выход из тупика, такой простой и понятный. Ведь если бизнесменов, нарушивших закон, никак не получается привлечь к ответственности по суду уголовному или арбитражному, то остается одна надежда: на суд Божий, уж от него не откупишься и за границами не спрячешься.

Пока заповеди предлагается принимать добровольно, поставив под списком церковных правил свою подпись. Но что-то не верится, что в ближайшее время отечественные бизнесмены все как один начнут жить и работать по новому своду. Однако тем, кто не примет или примет, но не будет соблюдать эти новые заповеди, грозит публичное порицание Церкви. Не анафема, конечно, но тоже неприятно. А Церкви самое время заняться разработкой «Свода нравственных принципов для православного избирателя».

Полина ВАСИЛЬЕВА