Вечерний Северодвинск
Номер от 29 января 2004 г.

Тернии и звезды Аркадия Гайдара
Что объединяет Гайдара и Лермонтова?

Биография Аркадия Гайдара наитеснейшим образом связана с Арзамасом. Поэтому столетие легендарного писателя отмечалось в этом городе особенно заметно. На арзамасском празднестве побывал и журналист «Вечернего Северодвинска», автор книги «Гайдар на Севере» Александр Бурлов.

Во всех энциклопедиях, литературных справочниках местом рождения Аркадия Гайдара указан город Льгов Курской области, а между тем его родиной нередко называют Арзамас. Ведь именно здесь прошло его сознательное детство, начиналась его боевая юность. И не случайно, когда на протяжении многих лет имя Гайдара было на слуху, Арзамас служил своеобразной гайдаровской Меккой. Каждое лето на его улицах мелькали красные галстуки. Мальчишки и девчонки, желающие как можно больше знать о любимом писателе, приезжали сюда тысячами. На традиционные Гайдаровские чтения, проводимые в пединституте, носящем имя Аркадия Петровича, собирались ученые-гайдароведы со всей страны. Частыми гостями были журналисты, писатели. В общей сложности на такие торжества съезжались сотни гостей.

На этот раз их было намного меньше, но - огромное стечение журналистов из разных СМИ. На пресс-конференции в городской мэрии, с которой начиналось празднество, я насчитал 14 телевизионных камер. Здесь же находились радиожурналисты, многочисленные корреспонденты областных и центральных изданий. Родственную линию представлял известный всем внук писателя Егор Гайдар, приехавший вместе с сыном Петром, аспирантом Академии народного хозяйства, а также племянница Аркадия Гайдара Светлана Караваева и ее дочь Екатерина.

Сравнительно недавно стало известно о родственных связях Гайдара и Лермонтова. Родственные линии Сальковых (такую фамилию в девичестве носила мама Аркадия) и Лермонтовых пересеклись еще в XVIII веке.

Потомки Михаила Юрьевича объединились сейчас в ассоциацию «Лермонтовское наследие», членами которой могут быть только его родственники. Вполне понятно, что весьма почитаем у них и Аркадий Гайдар, второй знатный литератор из их рода. На торжествах в Арзамасе эту ассоциацию представляли Михаил (тоже Юрьевич) Лермонтов, Елена Лермонтова и Марина Воронцова-Северцева.

Мне вместе с Борисом Камовым, московским литератором, автором многих книг о Гайдаре, и с руководителем Нижегородской организации Союза писателей России Валерием Шамшуриным довелось представлять писательский корпус.

Пресс-конференция оказалась короткой. Она закончилась сразу же, как только появились попытки перевести диалог с Егором Гайдаром в политическое русло.

Столетие А.П. Гайдара совпало еще с двумя юбилейными датами: сорокалетием музея, носящего его имя, и столетием Арзамасского реального училища, где учился будущий писатель. Но эти события растворились в гайдаровском юбилее, стали его составной частью.

В тот же день, 22 января, состоялась экскурсия по гайдаровским местам. В городском парке к памятнику Гайдара гости возложили венок и цветы. Вечером в городском драмтеатре состоялся торжественный вечер. Но еще раньше в актовом зале Центральной библиотеки Борис Камов читал главы из только что написанной им книги «Игра в наперсток. (Расследование одного литературного преступления)». В ней рассказывается о том, как рождались мифы и небылицы о Гайдаре. Злобные, циничные по форме и вымышленные по содержанию, запущенные в оборот писателем Владимиром Солоухиным. Растиражированные несколькими падкими на сенсацию периодическими изданиями, солоухинские измышления пошли гулять по свету. Не заботясь об их доказательности, не стесняясь отсутствием документальной основы, в смутные годы начинавшейся перестройки Солоухин сумел издать и книгу «Соленое озеро». В ней, наряду с познавательной описательностью Минусинской котловины, с рассказом об истории хакасского народа, приводятся также авторские инсинуации о зверствах молодого командира Аркадия Голикова. Борис Камов, тщательно исследовавший этот период гайдаровской биографии, побывавший в Хакасии и многократно обращавшийся к архивам, уверяет: «Все здесь сплошной подлог и вымысел, подтасовка фактов», подтверждая это документально. В ближайшее время книга Камова должна выйти в свет.

Второй день празднества в Арзамасе был посвящен тем, о ком и для кого писал свои замечательные книги Аркадий Гайдар. Гости побывали на открытии выставки работ юных художников «Мир героев гайдаровских книг», приняли участие в интеллектуально-познавательной игре для школьников «Всадник, скачущий впереди», познакомились с экспонатами краеведческого музея в одной из школ города. Очень многолюдной была встреча и в Государственном музее А.П. Гайдара. В работе с детьми здесь всегда хитры на выдумки. Недавно, например, создали самый настоящий детский театр «Музейка», где актеры - дети. Зрители уже познакомились с героями «РВС», «Тимура и его команды», «Сказки о Мальчише-Кибальчише», «Чука и Гека». А к юбилею писателя театр осуществил еще одну интересную задумку. В музее хранится семейная фотография 1916 года. На ней Аркаша Голиков вместе с сестрами и друзьями запечатлен в гриме после домашнего спектакля «Среди цветов». Этот спектакль и был повторен в родных пенатах почти через девяносто лет.

Покидая Арзамас, я попытался еще раз осмыслить увиденное и услышанное. И пришел к выводу, что Гайдар, безусловно, был певцом своей эпохи, содержание некоторых его произведений не созвучно с идеологией нашего времени. Но книги этого талантливого романтика и теперь находят своего читателя. Они честны, увлекательны и, как и прежде, призывают любить и беречь свою Родину, которая теперь уже, к сожалению, не зовется Советской страной.

Александр БУРЛОВ