Вечерний Северодвинск
Номер от 27 января 2004 г.

Любовь читаю по губам
А еще крик, отказы и просьбы. Быстрое время Светланы летит в тишине

О чем говорил Путин перед самым главным в году боем курантов, Светлана Таратина опять не узнала. Ну нет в окружении Владимира Владимировича человека, посоветовавшего бы телевизионщикам в уголочек экрана сурдопереводчика посадить. Для тех сотен тысяч уважаемых россиян, которые тоже хотят слышать слово президента, но не могут.

Светлана потеряла слух в семь лет, после кори. С тех пор тихо летит ее быстрое время. Кажется, совсем недавно приехала в наш город из родного Ижевска, а уже десятый Новый год как северодвинка.

- Рассказать, как сюда попала? - улыбается.

Я медленно и негромко говорю: «Расскажите!», до этого получив замечание по поводу надрывания голосовых связок:

- Не надо кричать, я все прекрасно вижу.

У Светланы одно из самых важных для глухих людей званий - губистка. Звучит, правда, неуклюже, зато в жизни удобно. Она читает слова по губам, и сама говорить не разучилась. Так что наша беседа от обычной почти не отличается. И уже через несколько минут я узнаю о пользе лекарственных растений в делах сердечных.

Лежала в больнице молодая вдова, мама двух взрослых детей. Однажды дочка принесла газету для дачников, а в ней объявление: просит мужчина прислать земляной груши - топинамбура. В ответ на посылку в Ижевск из Северодвинска полетели письма: «Живу без хозяйки, прошу совета, а муж ваш пусть напишет ответ на строительные вопросы...». Пришлось рассказать про свое вдовье положение. И в скором времени в ее квартире замигала лампочка - значит, в дверь позвонили. «Вы, наверное, ошиблись адресом?!», - удивилась Светлана, увидев на пороге незнакомца. А он предложил ей руку, сердце и северный город.

- Вы думаете, сразу согласилась? Нет, я сначала письма написала по месту его работы, в милицию, в психдиспансер. Ответы пришли положительные: хороший человек, не привлекался, не числится.

Не знаю, как ты, читатель, а я порадовалась, в первый раз встретив столь ответственный подход к таинству брака. Наша сестра в магазине любую ерунду готова под лупой разглядывать, прежде чем купить. А «приобретая» мужа, с радостью на слово верит. Светлана раз уже обожглась, взамен вечной любви получив заявленной длительности пьянку. Потому долго не могла поверить, что новый избранник не пьет и даже не курит. Думала, что обманывает. Оказалось, бывает такое счастье!

- Вот и привел меня топинамбур в Северодвинск. Не жалею. Только по дочке очень скучаю.

Им помогает односторонняя связь. Почувствовав, как в телефонной трубке смолкает гудок, Светлана начинает говорить, и на душе становится легче. А дочка после каждых переговоров, вытирая слезы, садится писать письмо. Не может иначе мама узнать, что любят ее и скучают.

Жаль, что видеотелефона нет, зато факс и Интернет помогают общаться, учиться и работать. В прошлом году Светлана окончила факультет правоведения Межрегионального центра для инвалидов (диплом красный). А по специальности «менеджмент» дошла уже до четвертого курса социального института.

- В сорок пять лет села за учебники, и подхлестнуло меня то, что надоело слышать: «А у тебя образования нет». Теперь есть, но что толку? Когда пришла в первый год после переезда устраиваться на завод, мне не поверили, что я мастером ОТК работала. Сказали: «У нас глухие только в уборщицах, да и то мест нет». Устроилась в архангельскую фирму аналитиком, а она развалилась.

Уже с дипломом пошла по северодвинским организациям - отказывают везде, узнав, что инвалид третьей рабочей группы ничего не слышит. Даже общение с бумажками не решаются доверить аккуратной женщине, которая на пустые разговоры времени рабочего, точно, не потратит.

На этом можно поставить точку в перечислении личных проблем Светланы. Все остальные связаны с общественной работой председателя северодвинской первички глухих, в которой 251 человек. Вот тут забот - выше крыши при бедности общества и многочисленных проблемах. Помочь, защитить, праздник организовать для взрослых и их детей...

Не жалости просит, стучась в кабинеты чиновников и спонсоров, - понимания. Жалость терпеть не может с детства. Это нам трудно представить, как жить в полной тишине и общаться с людьми, словно через наглухо закрытое оконное стекло поезда. Светлана же давно привыкла.

Хозяйка она изумительная. Дачница непревзойденная, на бывшем топком болоте даже яблоки выращивает, арбузы и дыни. И в городской суете не растеряется: если что не поймет - переспросит, зоркий глаз очень помогает. Кстати, не так давно в магазине разглядела и помогла задержать вора, который у индийской женщины деньги украл. Вот тогда пришлось пошуметь. А вообще-то Светлана голос повышать не любит.

- На детей своих никогда не ругалась. Принесут двойку, а я им говорю: хорошо, значит, завтра пятерка будет!

И с мужем не скандалит: скажет, что думает, повернется и уйдет в другую комнату - ничего не слышу, ничего не вижу. Но такое редко бывает. Чаще - хорошее настроение, когда душа песен просит. И Светлана поет, абсолютно не волнуясь, что не знает мотива. Только ритм музыки ногами чувствует - есть такая способность у неслышащих.

А еще она пишет стихи о любви, природе и жизни. «Мы с вами не просто знакомые, мы просто друзья по несчастью», - эти строчки к «профессиональному» празднику - Дню инвалидов. Не очень искренние - потому что несчастной Светлана себя никогда не считала. Ну, разве в детстве совсем недолго, когда впервые попала в интернат, где все непонятно зачем махали руками. С тех пор формула ее комфорта проста: «Счастье - это когда меня понимают!».

Прощаясь, я прижимаю руку к сердцу. И мы понимаем друг друга без слов.

Ольга ЛАРИОНОВА