Вечерний Северодвинск
Номер от 24 января 2004 г.

Тайна монастырского озера
Окуни свои печали в иордань

Природа, кажется, отступила от традиций: позабыла про жгучие крещенские морозы. Не беда. Главное - нам от христианских традиций не отступать.

В воскресенье в шесть вечера на площади Победы собираются женщины. На головах - платочки, рядом - бутыли для святой воды. Тихо переговариваются:

- В эту ночь разверзаются небеса...

На Крещение Господне, большой православный праздник, они едут в Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Подошел теплый «Икарус». Проблему дальней дороги помог решить директор МПАТП Сергей Неумывако: предоставил для поездки автобус - спасибо ему за доброе дело. Татьяна Восахло оглядывается - кажется, все на местах. Ну, с Богом!

«Спасибо, тетенька!»

Председатель совета солдатских матерей Татьяна Восахло организует поездку в Антониево-Сийский монастырь не в первый раз. Каждый год - обязательно паломничество на Троицу, с ребятами, которые проходят службу в Северодвинске. На Крещение солдатские матери тоже были - в позапрошлом году. С благословения настоятеля обители архимандрита Трифона сегодня, в Крещенскую ночь, их снова гостеприимно примет древний монастырь.

Татьяна Сергеевна собрала тех, чьи сыновья сейчас отдают Родине воинский долг. Чьи кровинушки погибли в горячих точках. Чьи дети-«чеченцы» не могут найти себя в мирной жизни. Солдатских матерей. Сын Надежды Петровны служит на Камчатке. Сын Людмилы Ивановны погиб при исполнении воинского долга. Сын Анны Петровны, бывший «чеченец», оказался на Пирсах...

- Поедем, помолимся, - предложила Восахло. - Говорят, на Крещение сбывается все, о чем просят в молитвах.

Суетливый город остался позади. В салоне гаснет свет. В темноте хорошо говорится. Как в детстве, когда в темной комнате ночью можно было рассказать то, что не скажется при свете дня. Как тревожно на душе, когда долго нет письма. Как не с кем иногда поделиться своей нестихающей болью. Сколько слез пролито, сколько дум передумано. Сколь нелегкое это звание - мать российского солдата.

Сердце матери болит за всех. Да откуда ему взяться, спокойствию-то? Вот в Магадане недавно еще одна трагедия случилась...

- Осенью из Краснодара на поезде возвращалась, - вспоминает Татьяна Сергеевна. - Солдатики рядом ехали. Немытые, голодные, одна банка кильки на всех. Господи, как жалко-то! Угостила ребят хлебом, гостинцами, которые в дорогу были собраны. «Спасибо, тетенька!» - говорят. Как они дальше?..

А по радио надрывается Агутин: «Слу-жить дол-жен. Так же, как все».

- Неужели в Бога их начальники не веруют, не боятся не по совести жить?

- Да нет, - вступает в диалог попутчица, - не так. Один офицер как-то рассказывал, что даже в советское время, когда не принято было, все равно обязательно перед дальним походом ходили в храм. А уж по возвращении - это непременно, свечку поставить.

Места все глуше. Свет фар выхватывает из темноты дремучие ели, которые тянутся к окнам заснеженными лапами.

- В прошлый раз, - нарушает тишину одна из женщин, - так же едем и видим: по дороге бабушка идет. Несет впереди себя икону. А до монастыря еще далеко-далеко... Потом нам уже объяснили, что паломники проходят пешком многие километры. И ни зверь их не трогает, ни лихой человек.

Нет пользы от непослушания

Ступаем на монастырский двор. На фоне ночного неба проступают очертания Антониево-Сийского монастыря. Время здесь будто остановилось. Будто не изменилось ничего с тех пор, когда летом 1520 года от Рождества Христова преподобный Антоний, Сийский чудотворец, со своими учениками водрузил на берегу Большого Михайлова озера деревянный крест.

Спят зимним сном теплицы. Заснуло озеро. Тихо падает снег, на небе ни звездочки. Только разговоры паломников нарушают тишину. Подъезжают автобусы, машины. Кто-то не поленился, посчитал - за шесть десятков автомобилей будет.

Перед воротами монастыря светится окнами маленький магазинчик. На прилавке - ароматный хлеб, сметана и сыр. Все собственного производства.

- Такой вкусный сыр ел только в детстве, - говорит уже распробовавший деликатес мужчина.

...Застываем перед недавно отреставрированной колокольней. Над монастырем плывет колокольный звон. Удивительно красивый, он еще долго разливается в воздухе, даря сердцу утешение и радость. На Крещение, говорят, даже колокола звонят по-особому.

На озере уже приготовлены две иордани - в проруби в форме креста поблескивает черная водица. До освещения они охраняются от любопытных глаз. Но находятся нетерпеливые - спешат набрать воды заранее. Только не будет, сказывают, от нее пользы - за непослушание.

В этот праздник православные вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись, и Святой Дух в виде голубя сошел на Него. Таким образом миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, который до этого не был известен народу, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения имеет второе название - Богоявление.

Всю ночь шла в храме служба. Праздничное богослужение вел настоятель обители архимандрит Трифон. Паломников в Сийском монастыре с каждым годом становится все больше. Едут издалека, чтобы поставить свечки за здравие и за упокой, помолиться и исповедоваться.

Главное событие праздника - крестный ход на иордань. Затаив дыхание, смотрим за таинством освящения воды в озере. Крестный ход возвращается в храм.

Сила святой воды

По часам - уже утро, но вокруг еще темно. Набираем воды у малой иордани. В канистры, бутыли - чтобы поделиться с теми, кто не смог сюда приехать. Заболевшей Наталье Михайловне крещенской воды отнесли сразу по возвращении - чтобы выздоравливала. Святая вода великую силу имеет, исцеляет все недуги. Главное - верить и молиться.

Потом спешим к большой иордани. Мужчины в прорубь уже окунулись. Теперь очередь женщин. Настоящая очередь - даже интересуются, кто последний.

В палатке для переодевания, установленной на льду, тепло. Женщины скидывают шубки и пальто, остаются в пимах и халатиках. Бегут к проруби, крестятся и трижды окунаются в ледяную купель. Ух, ух, ух! И бегом обратно в палатку, где уже кажется жарко.

- С легким паром! - приветствуют их те, чья очередь еще не настала. - Теплая водичка?

- Хорошая.

Купание в освященных водах дарует очищение от всех грехов. Небывалый подъем сил и удивительная легкость - так описывают свои ощущения все, кто приобщился к источнику благодати. Среди них - многодетная мать Светлана Михайловна Лиончук. Для Татьяны Восахло это крещенское купание - первое в жизни. А я вот не решилась...

Домой

Снова почти четыре часа мягкой езды. Дорога домой всегда быстрее.

- Водителю, водителю нашему непременно через газету спасибо скажите, - наказывают как один все сорок пассажиров.

Виктор Иванович Носиковский, спасибо!

Четыре ступеньки вниз - и тут же ослепил дневной свет, подхватила-закружила суета обычного рабочего дня. И подумалось: а не почудилось ли все это - заснеженное озеро, белокаменный монастырь?.. Тишина и умиротворение на душе шепчут: нет, не почудилось, не привиделось. В самом деле было.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА