Вечерний Северодвинск
Номер от 20 января 2004 г.

Юрий Кузьменков: «Власть взяли «другие люди»
«Русская система» и Немецкий театр

В пятницу северодвинский театр принимал на своей сцене гостей из Москвы - комедию-анекдот Франца Ксавера Крёца «Спасите, меня женят!» в постановке государственного Немецкого театра «Бюне».

В рамках водевильно-анекдотического, порой чуть грубоватого действия, наверное, смысла нет говорить о психологической разработке образов и прочих театральных премудростях. Но юмор, иронию, мастерскую пластику и неподражаемое владение голосом и мимикой, что продемонстрировали москвичи, - это, думаю, оценили все зрители. Удачно сыграли молодые обаятельные актеры Сергей Пинчук и Ксения Мишина. И все же сказанное вдвойне относится к звездам экрана и сцены, нашим ветеранам - народной артистке СССР Зинаиде Кириенко и народному артисту России Юрию Кузьменкову.

Юрий Александрович стал собеседником «Вечерки». И эту роль сыграл тоже очень артистично - а может, и не сыграл.

- Вас обычно называют артистом, преданным одному театру - театру Моссовета...

- Ха, молодцы, если называют. На самом деле я раньше был приверженцем этого театра. Но сейчас это уже не театр, не те-атр - так и напишите! Мой театр, мои учителя - Плятт, Завадский; сейчас это все ушло. Массовое засилье других людей, других! Это не русский театр, он не в русских традициях работает. Мне нужны Островский, Достоевский, а не то, что сейчас пишут и ставят. Это все нужно тем, другим людям, а не мне...

- А кто же они - «другие люди»? Коммерсанты, администраторы, бездарные актеры?

- Вы, мой друг, Григория Климова читали? Почитайте, тогда поймете, что такое есть де-ге-не-рат. Это не обидное слово - оно значит просто «вырожденец». Их очень много, дегенератов. Понимаете ли, девочки могут ходить на какие-то концерты и «балдеть». Но искусство - это же совсем другое! Искусство по-русски - это значит душу наружу вынуть и вам подарить...

- Юрий Александрович, но сейчас вообще другой подход, современный. На разные масштабные проекты отбирают людей по кастингу, чему-то тут же учат - и что-то как бы получается... Вы считаете, что это девальвирует искусство?

- Вы очень правильно сказали: искусство девальвируется. Любому можно быть актером! В наше время люди проходили конкурс в театральное учебное заведение, учились несколько лет - и из них со временем, может быть, вырабатывались артисты. Из одного-двух человек на курсе! А сейчас вот наш министр культуры Швыдкой говорит, будто профессиональный театр со временем станет не нужен... Но нет, кто же имеет право так унижать нашу профессию? Вот вы вашу профессию любите? Да? Значит, понимаете, что ваше дело не может делать первый попавшийся человек со стороны. И с любой работой так! Да, впрочем, это все уже было. Лет тридцать с лишним назад министр культуры Фурцева заявила, что будущее - за самодеятельным театром. И вот встал выдающийся наш артист Борис Ливанов, встал и говорит этак на весь зал, таким крупным голосом: «Екатерина Алексеевна, а вы аборт пойдете делать к знахарке или к профессионалу?» - «При чем здесь аборт?!» - «Вот и я говорю: при чем здесь самодеятельность?»

Знаете что? Не зададите вы мне вопроса такого, как я сам себе задаю.

- И что ж это за вопрос?

- Как же получилось все так? Вот так? Когда?..

- Что же делать?

- Избавиться от этих людей. Как? А вот этого не знаю. Но я Водолей. А время Водолея придет! (Пауза.) Да вы спрашивайте! Только о президенте не надо, это запрещено.

- Ой ли? Так все политизировано в московских театрах?

- Никогда! Никогда у нас не будет этого политеса! Конечно, ходят, приглашают в разные партии. Меня Жириновский лично приглашал. А я ему говорю: да не буду я вступать в твою партию, ты мне и так нравишься! Открытый он, безалаберный такой. Нравится мне, в самом деле!

- Если уж речь зашла о личных качествах, то о ваших киногероях критика говорит, что они «напористы, с богатым чувством юмора и непоколебимой самоуверенностью». Эти свойства вам самому присущи? Ну, насчет чувства юмора я уже понял...

- Ах, дорогой, куда ты закинул невод! Но нет, в нем ты не найдешь рыбы. Как же могу я тебе рассказать такое о себе? А вообще-то, как могу я быть не самоуверенным? Как вообще можно делать что-то, если ты не самоуверен? Если ты не идешь всегда на пределе своих возможностей?

- А в каких спектаклях, проектах вы сейчас идете на пределе?

- Я работаю еще над тремя проектами. Во-первых, еще один спектакль в Немецком театре готовим. Затем у Наума Брода сыграю такого крупного начальника в спектакле «Дзинь-дзинь» - это спектакль, в котором семь актеров исполняют семь главных ролей. И в одной постановке у Ольги Глубоковой - по Лопе де Вега. А театр Моссовета... я даже счастлив, что могу там ничего не делать. За такие деньги не надо ничего делать.

- Трудно или не надо?

- Не надо. Нужно, чтобы профессию уважали. Впрочем, сюда я приехал не только за деньгами. Я за ними могу и в Израиль съездить - приглашают. Но хочется мне увидеть нормальные снега, нормальных людей, русских. Вон у него лицо красное - ну и у меня такое же. Хорошо!

- Мы снова о русской теме. А приехали-то вы с Немецким театром...

- А это первый спектакль государственного Немецкого театра на русском языке, все остальные пока на немецком. Это в рамках президентской программы - речь идет о поддержке культуры поволжских, российских немцев. А русский, немецкий... Тут не в крови дело. Дело в том, чтобы русскую систему держать. По-русски говорить. И думать по-русски.

Беседовал (по-русски) Станислав ЗЕЛЯНИН