Вечерний Северодвинск
Номер от 20 января 2004 г.

Дело из Северодвинска?
Ну, держись!

Именно так в областном суде говорят, когда сталкиваются с делом из нашего города. Он ведь всегда был известен как город интеллектуалов - у нас и преступники непростые, и гражданские тяжбы бывают на редкость запутанные... По крайней мере, так на традиционной пресс-конференции по итогам года рассказывали о своей работе представители Северодвинского городского суда во главе с его председателем Александром Феопентовым.

По их словам, минувший год в какой-то степени парадоксален. Дел стало меньше (уголовных, например, рассмотрено на 30 процентов, а гражданских - почти вдвое меньше, чем в 2002 году), а нагрузка на судей заметно возросла. Причина, как можно понять из слов судей, все та же. Народ у нас умный. И люди недобрые и непорядочные - тоже неглупые.

Все чаще встречаются запутанные многотомные дела со многими участниками (на скамье подсудимых могут оказаться и 13, и 17 человек). 13 уголовных дел рассмотрено по части 1-й статьи 105 - «убийство». Два дела - изнасилование, 13 - незаконный оборот наркотиков, 65 - грабежи, 36 - разбой, 142 - кражи, 36 - хулиганство. По восьми делам об угоне автотранспорта проходят 40 человек. 259 человек приговорены к реальным срокам лишения свободы (в том числе 43 несовершеннолетних преступника), 295 - к условным (97 несовершеннолетних).

Что касается дел гражданских, то в них центр тяжести постепенно смещается на иски о защите прав потребителей. Более 90 процентов из них суд удовлетворяет, так что недобросовестным предпринимателям следует хорошенько подумать: заплатить в конечном итоге они могут втрое-вчетверо больше, чем взяли с клиента...

Гордятся в суде тем, что именно здесь была восстановлена справедливость по известному «делу Грызлова» - о расчете пенсионного стажа по формуле «год за полтора». Конституционный и Верховный суды вынесли аналогичные решения. Кстати, такой показатель, как процент утверждаемости приговоров и решений вышестоящими инстанциями, у северодвинцев самый высокий в области.

Прибавили забот судьям и нововведения в законодательстве. Допустим, в прошлом году рассмотрено 1110 жалоб на действия должностных лиц, включая сотрудников прокуратуры и УВД, - это новая в российском праве практика. А еще именно суд теперь санкционирует заключение под стражу и продление срока содержания под стражей, наложение ареста на имущество... Словом, работы в самом деле стало больше.

Добавляют ее и некоторые «коллеги»-юристы из числа частнопрактикующих: их рекомендации клиентам не всегда грамотны, порой не должным образом составляются исковые заявления, оформляются дела - и в результате мировой судья бывает вынужден дело вернуть. Конечно, это вызывает недовольство. Но иначе быть не может, уверены судьи. «Третья власть» не должна, более того - не вправе помогать какой-то из сторон процесса. То есть обвинение, к примеру, должен юридически четко сформулировать потерпевший, а не судья...

В конце пресс-конференции я спросил, какие дела самим судьям запомнились. Оказывается, что дел таких нет. Кровавые истории, обычно привлекающие внимание публики, с профессиональной точки зрения не всегда интересны, и наоборот - обыватель вряд ли оценит любопытную юридическую коллизию...

И лишь на секунду один из судей дал волю эмоциям: «От всего тошнит!»

Тошнит, наверное, от изворотливости, коварства, жадности, злобы, которые приходится наблюдать ежедневно и с которыми надо бороться. Бороться, не забывая, однако, о справедливости и объективности. На их страже и стоит суд.

Алексей ЯНИН